ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
20 ноября 2021 | 18:18

Как работают морские пограничники. Истории ПС КНБ

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.

Tengrinews.kz публикует отрывки из книг. Это история о казахстанских морских пограничниках.

Тот, кто рожден был у моря…

- В небесах, по земле и на море пролегает и охраняется государственная граница нашей страны, - менторским тоном читал лекцию допризывникам райвоенком. - Но служить вы будете в тех войсках, куда я вас направлю. То есть согласно военному билету, в котором опять же я напишу номер призывной команды. В пограничники у нас отбор особый и не все из вас соответствуют требованиям призыва в эти войска. Так что готовьтесь стать танкистами, но лучше пехотинцами. За исключением тех, кто изъявит желание поступать в военные институты. Есть такие?

Вопрос, заданный начальником районного департамента по делам обороны, в просторечье военкомом, был не праздным - с него мобилизационное управление Министерства обороны не то что три шкуры снимало, но за недобор желающих поступать в военные училища могло и в должности понизить, а это позор и… Короче говоря, военком в первую очередь исполнял важнейшую обязанность - ковал офицерские кадры казахской армии. А как справиться с этим делом? На дворе начало нового века, да чего там века - тысячелетия, перевернувшего прежние устои жизни, в которых офицер - одна из престижнейших социальных ниш. Да, тяжела военная служба. Но таковой она была во все времена. Зато высокооплачиваемая, наделенная многими правами и привилегиями, уважаемая в народе и любимая девушками.

Но все это было тогда, когда жизнь текла неторопливо и стабильно-серенько.

А сейчас в стране всеобщая рыночная истерия, все хотят торговать и иметь триста процентов чистой прибыли. Неважно, чем торговать, с кем и где, лишь бы побыстрее насытить утробу, купить красный пиджак, повесить на шею толстую золотую цепь и девчат приманивать "Мерседесом", привезенным с немецкой свалки старых авто. А в армии служить джигитам, примерявшим на себя бизнесменские опорки, ой как не хотелось…

– Итак, повторяю вопрос: кто желает учиться военному делу, так сказать, настоящим образом? - прослуживший два десятка лет под советскими знаменами военком не мог отказаться от ленинского слогана.

- Разрешите вопрос? - юноша весьма интеллигентного вида потянул вверх руку.

- Ты откуда, будущий воин? - опять же, как учитель, нравоучительно произнес офицер.

- Я из города Аральска. Вот вы сказали, что на море у нас тоже есть граница, а где учат на моряков-пограничников?

- Желаешь стать морским офицером! - обрадовавшись, улыбнулся военком. - Правильно, ты же рожден у моря. Деды­-прадеды, поди, рыбаками были? Зов предков стало быть? - Паренек едва успевал кивать в знак согласия. - Пойдем со мной! Сейчас анкету заполнишь…

"Вот удача, так удача…" - мысленно прокручивал руководитель призывной конторы шанс получить благодарность от начальства - мало кто стремился попасть в военно-морской институт, что совсем недавно открылся в суверенном Казахстане в Актау, а он раз - и нашел кандидата.

Офицер вел в кабинет паренька из Аральска, не подозревая, что Провидение, в общем-то, в большей степени улыбнулось не ему, а Ерболату.

***

…Командировка на Каспий радовала и напрягала одновременно: с одной стороны, мне, жителю предгорного Алматы, редко удавалось видеть море, тем более плескаться в нем, с другой - Мангистау слыл суровым краем с резко континентальным климатом, и был таковым всегда.

"Придется днем пожариться на солнышке, зато вечером - море и только море!" - успокаивал я себя.

- Пожалуйте к нашему дастархану, ага! - ко мне на вторую полку купе заглянул и весьма доброжелательно улыбнулся попутчик.

- Рахмет! - незамедлительно согласился я, так как очень хорошо был знаком с обычаями казахов: отказ принять участие в организованном ими дастархане - обида.

Мы разговорились, и я узнал, что попутчика моего зовут Кайрат, он - моряк, да еще какой - пограничник! Я ему напомнил, что он наследник первых казахстанских моряков, в годы Великой Отечественной войны служивших на флоте, а он мне поведал о своей срочной службе на корабле "Сақшы".

Не про себя и свои подвиги матросские рассказывал Кайрат, все больше вспоминал некоего лейтенанта.

- Несмотря на то, что всего-то на пару-тройку лет был он старше нас, срочников, уважали мы его, как отца. Что называется строг, но справедлив был лейтенант. Вы видели когда-нибудь пограничный корабль? А катера наши? Зверь-машины…

- Да ладно тебе привирать.

- Обижаете. Знаете, как у нас говорили: служба пограничная - служба необычная, - разгорячился парень. - Это точно так и есть. Мы же задержания чуть не каждый э-э-э…

Кайрат призадумался над периодикой задержания и наконец-то, выпалил:

- … Каждую неделю вылавливали нарушителей пограничного режима и захода в нашу акваторию. Выходим, как правило, из порта затемно, рано утром или, наоборот, под вечер, почему-то любят браконьеры всех стран вылавливать нашу рыбку в темное время суток, - он заговорщически ухмыльнулся, - но и мы не дремлем. У них на что расчет в начале двухтысячных был? На наши старые моторы, против их мощных новеньких японских подвесок. А тут мы на нашем "Сақшы" - вмиг их моторки настигаем.

- А если не останавливаются? - подогреваю тему я.

- Так у нас на борту и пушка, и пулеметы, а у каждого матроса - "Калашников". А вы что думаете, мы только палубу драить умели? Неее… Это, может, где и есть нестреляющие матросы, только не в погранвойсках.

- И тебе доводилось брать нарушителей?

- Да мы с нашим лейтенантом знаете, сколько взяли?

Видно было, что Кайрат не из брехливой породы, всякий раз, как назвать цифру, задумывался.

- Короче, скажу честно, я только одного лично взял, а наш лейтенант имеет внушительный список. Да и не лейтенант он уже, наверное, каплей… десять лет прошло, как я "дембельнулся", а он вместе со мной пришел на корабль в 2009 году… Вот у нас сразу же случай произошел…

Пересказывать эмоциональный рассказ разгоряченного воспоминаниями о службе Кайрата не стану - устная речь долгая, на бумаге теряет экспрессию, да и не запомнил я всех флотских выражений и наименований: еще что-нибудь перевру, моряки прочтут - смеяться станут. Буду краток:

… Сентябрь 2009 года выдался уловным. Почувствовав небывалые барыши, в море устремились рыбаки всех пяти государств, что образуют морскую границу на водах этого самого большого в мире озера-моря. Чтобы сохранить богатства родного Каспия, погранцы в тельняшках перешли на усиленную охрану государственной границы. В пределах прибрежной 12-мильной зоны без устали круглосуточно барражировали малые катера. Корабли, выходя на сутки-двое на службу, уходили за горизонт. "Сақшы" был одним из самых современных и быстроходных в Береговой охране, но и нагрузка на его экипаж была предельная.

В пограничные сутки, о которых речь, командир корабля внимательно всматривался в лица экипажа - на особом контроле молодой лейтенант Ерболат Калишев, недавний выпускник военно-морского института, да тройка салажат, только-только прибывших с учебного пункта.

"Не подведут, если вдруг?" - думал бывалый морской волк. Но в условиях пограничной морской службы, будь ты хоть трижды волком, хоть самим медведем, совладать с нарушителями морского рубежа можно лишь слаженными действиями всего экипажа.

"Это вам не на суше действовать - догнал, подсек, мордой в траву уложил и вяжи ему руки. При этом еще и собака сделает восемьдесят процентов задержания…" - всякий раз на учениях говорил он подчиненным. Из сухопутного лексикона бывалый капитан употреблял только суворовское: "Каждый солдат должен знать и безукоризненно выполнять свой маневр!". С великим полководцем-сухопутчиком мореман не спорил. Во всем остальном он твердо верил, что служба моряка-пограничника строится на безукоризненном и четко отработанном маневре всех сил и средств корабля.

… День был пасмурным, над поверхностью воды стелился густой туман, "Самый воровской денек" - говорят про такую погоду.

- Господин командир, на радаре цель, - доложил вахтенный офицер.

- Запросите на международном канале: кто, зачем и почему ходит в наших водах? - приказал капитан.

Прошла минута, две, три… Играть в молчанку далее пограничникам не представлялось правильным.

- Запросите еще раз…

И вновь минута тишины, затем краткий доклад:

- Неизвестное судно хранит молчание!

- Начать сближение! - коротко, как выстрел, прозвучал приказ капитана.

По обыкновению, в большинстве своем браконьеры законные требования стражей границы не выполняют, надеются уйти или отсидеться в густом тумане.

Но современные пограничные суда оснащены всем необходимым, чтобы и туманы "просвечивать".

- Открыть предупредительный огонь!

После выстрела в воздух браконьеры засуетились - поняли, что их засекли, и теперь вся надежда, что у погранцов слабенький мотор, а у них - японская "Ямаха".

Чужие рыбаки пытались завести моторы и не слышали следующей команды.

- Прицельно, по моторам плавсредств нарушителей границы - огонь!

Третьего выстрела не последовало - сдались!

Позже выяснилось, что незаконной рыбной ловлей в наших водах занимались граждане соседнего Азербайджана…

Вся команда корабля за четкие слаженные действия во время задержания нарушителей казахстанского морского рубежа была поощрена. Среди награжденных был и матрос по имени Кайрат, и лейтенант, которого и через 10 лет он с признательностью за совместную службу называл по имени, Ерболат.

- Через полгода службы мы с Калишевым вновь стали участниками задержания нарушителей. Это было в мае 2010 года при патрулировании средней части моря. И вновь радар обнаружил очередную цель.

Лейтенант к тому времени уже командовал пограничным кораблем. Не получив ответа на запросы, приказал:

- Начать сближение!

Браконьеры рванули от пограничников на всех парах. Только мириады водных частиц клубились за кормой их катера. Но и у Калишева не шаланда рыбацкая, а современный корабль, с любовью изготовленный на верфи в городе Уральске. Он был оснащен не хилым дизелем, а мотором с турбиной.

Гнались за нарушителями и держали их под прицелом часа два. На полном ходу корабль, выходя на встречную волну, вставал, что называется, на дыбы. Мотористы сбрасывали обороты и вновь выходили на максимальные, отчего судно порой напоминало натянутый нерв. На пределе были нервы и у каждого члена экипажа. И только командир корабля Ерболат Калишев всем своим видом показывал подчиненным: по местам, стоять и не расслабляться, но и нервы не распускать - мы победим.

Первыми погоню не выдержали браконьеры…

Когда в порт Калишев привел сразу четыре азербайджанских судна, в трюмах которых хранилось по нескольку тонн рыб осет­ровых пород, о нем заговорили как о перспективном командире и умелом пограничнике.

- А то вот еще был случай, - не унимался, вошедший во вкус Кайрат. - Как-то ночью мы заметили отблески фонаря, в море в темное время суток свет хорошо видно на большом расстоянии. Но при каждой попытке приблизиться браконьеры уходили, большому кораблю трудно скрыть свое присутствие, слишком он шумный. Тогда наш уже к тому времени старлей приказал спустить на воду катер с осмотровой группой.

А сам по радиостанции управлял ее действиями. И вновь мы взяли нарушителей.

- Ну а сам то ты, Кайрат, как отличился? Говорил же, что одного лично брал.

- Ну это не так уж, конечно, опасно было - наши рыбаки набедокурили. Думали, что на мелководье мы к ним не подойдем. Даже в бинокль было видно, что они ухмыляются ехидно. А Калишев спустил незаметно катер и как рванули мы в сторону рыбаков. Они - деру, на сушу. И мы за ними. Ноги то не уставшие у нас, наоборот, по земле соскучились, а тут еще перспектива засветилась медалью "За отличие в охране Госграницы". Короче, вмиг настигли, уложили, руки связали. Эх, жаль, что соотечественники попались, обидно…

- Медаль то получил?

- Да я же говорю, местными жителями оказались наши задержанные. А за своих медали не дают, если они, конечно, не шпионы продавшиеся. Лучше расскажу вам, как однажды я и Калишев вместе с осмотровой группой три дня ночевали на азербайджанском промыслово-транспортном судне. На море была скверная погода, и суда браконьеров укрылись в бухте Фетисово. На посудине было девять горе-рыбаков. Ерболат вместе с командиром корабля дежурил на ходовом мостике, рядом с механиком на вахте находился я, остальных членов экипажа держали в кубрике. Так вот вместе и коротали вынужденное безделье. Но очередные награды настигли нас.

- Получается, что у тебя не служба была, а сплошные погони - детектив.

- Так оно и есть. Эх, рассказал вам, растравил душу, опять на корабль захотелось. Если Калишев еще "рулит" на море, а не в кабинете сидит, хоть сейчас к нему в экипаж пойду…

…Командировка подходила к концу, когда волею случая я оказался в штабе департамента Пограничной службы КНБ по Мангистауской области.

Надо отметить, что рассказы Кайрата я записал по памяти в блокнот, который всегда ношу с собой. Я уже, честно говоря, и забыл про наши купейные лясы-балясы, но тут в кабинет, где мне пришлось быть, вошел человек в морской форме…

Не стану долго пересказывать, как в течение нескольких дней мне пришлось вылавливать начальника отдела охраны границы и подготовки третьего дивизиона Береговой охраны, который, как оказалось, стал даже не каплеем, то есть капитан-лейтенантом, а капитаном третьего ранга, что соответствует званию сухопутного майора. Но встреча наша состоялась, и добился я ее хотя бы для того, чтобы вы сейчас читали этот рассказ.

- Пять минут прошу, господин капитан третьего ранга, - обратился я к герою этого рассказа, нежданно-негаданно представшего предо мною во всей морской офицерской стати и молодцеватой выправке.

- Слушаю вас, - без тени позерства произнес капитан третьего ранга.

Короче говоря, он утвердил с незначительными поправками все, что рассказал мне попутчик. И добавил к этому еще несколько интересных воспоминаний о службе на море и схватках с нарушителями нашего рубежа.

И на этот раз говорил он не о себе, а о матросах, благодаря которым, их умелым действиям и смелости, браконьеры с чужой стороны так и не завладели нашим народным достоянием.

Попросил в случае встречи передать привет Кайрату, сказал, что помнит его и всех, с кем пришлось не раз хлебнуть соленой каспийской воды.

Вот такой благодарный и благородный командир служит по сию пору в морском сегменте Пограничной службы КНБ.

Прощаясь, я пожелал Ерболату Калишеву получить очередное звание "капдва" досрочно.

- Навряд ли, - усмехнулся он. - Я уже каплеем досрочно становился. А в мирное время дважды таких наград офицерам не выписывают…

Ничего себе, это у пограничников-то "мирное время"?! По-моему, они всегда на передовой. Только стреляют в них здесь реже, чем на фронте. Не зря же сказано: "Граница - рубеж боевой".

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer