14 мая на заседании ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил соединить судоходным каналом Черное море и Каспий. Это предложение прозвучало за день до официального открытия Крымского моста. Политолог Эдуард Полетаев прокомментировал для EADaily инициативу Назарбаева.
14 мая на заседании ЕАЭС Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил соединить судоходным каналом Черное море и Каспий. Это предложение прозвучало за день до официального открытия Крымского моста. Политолог Эдуард Полетаев прокомментировал для EADaily инициативу Назарбаева.
Идея соединить Каспий и Черное море ранее была уже озвучена Президентом Казахстана еще в июне 2007 года на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Тогда Глава государства предложил масштабный план строительства искусственно прорытого судоходного канала "Евразия".
Идея вызвала весомый резонанс, говорит политолог. Эксперты в то время посчитали, что новый канал был бы короче имеющегося Волго-Донского и стал бы мощным коридором выхода Казахстана, да и всей Центральной Азии, к морям через Россию.
"В 1952 году был построен Волго-Донский судоходный канал общей протяженностью 101 километр, соединивший бассейны Каспийского и Черного морей. По разным данным, его пропускная способность оценивается от 11 до 16,5 миллиона тонн грузов в год.
На сегодняшний же день возможности канала на пределе. Это в сталинские времена его пропускная способность казалась гигантской. Ныне строятся суда с большим водоизмещением, и далеко не все из них способны пройти по Волго-Донскому каналу. Все его шлюзы устали, оборудование эксплуатируется более 60 лет. Из-за аварий шлюзов появляются пробки, в которых скапливаются десятки судов. На ремонт шлюзов уходит время, а в итоге убытки судоходных компаний исчисляются миллионными цифрами.
Таким образом, видна необходимость создания более эффективной транспортной артерии между Каспийским и Черным морями", - рассказал собеседник издания.
Планируемая грузоспособность "Евразии" оценивалась в 45 миллионов тонн, что в три раза выше Волго-Донского канала. Предварительная стоимость проекта - 4-4,5 миллиарда евро, правда, в некоторых источниках указывалась цифра в 15 миллиардов евро.
По словам политолога, наиболее эффективным способом реализации подобных проектов может являться механизм государственно-частного партнерства. "Идеей в данном случае надо заинтересовать зарубежные фирмы. В международный консорциум, кроме России и Казахстана, могут теоретически войти Китай, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан", - рассуждает эксперт.
"Дело в том, что проход под иностранным флагом судам по внутренним водам России запрещен без специального разрешения. А при совместном управлении проектом (каналом) у стран-участников появится возможность выходить под своими флагами из Каспия в Черное море. Это значит что, например, Казахстан получит беспрепятственный выход в мировой океан и станет полноценной морской державой", - пояснил Полетаев.
"Кроме того, с помощью канала можно будет переориентировать часть грузопотока ЕС - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, который в основном идет через перегруженный Суэцкий канал, что существенно укрепит не только транзитные, но и политические позиции России и Казахстана. Важно и то, что из Каспия на Черное море смогут ходить нефтеналивные суда", - добавил он.