07 июля 2022 | 19:15

"Казахстану предстоит непростой путь". Эксперты о трансформации КТЖ и новых маршрутах для нефти

Надежда Лыкова Корреспондент
Фото:facebook.com/cpcpipe

Новые маршруты для казахстанской нефти, трансформация КТЖ и развитие морских перевозок - ключевые тезисы Президента на совещании по развитию транзитного потенциала страны в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz прокомментировали политические обозреватели Газиз Абишев и Никита Шаталов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Новые маршруты для казахстанской нефти, трансформация КТЖ и развитие морских перевозок - ключевые тезисы Президента на совещании по развитию транзитного потенциала страны в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz прокомментировали политические обозреватели Газиз Абишев и Никита Шаталов.

Новые маршруты

Накануне в ходе совещания Глава государства Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на необходимости диверсификации поставок казахстанской нефти. По его словам, приоритетное направление - Транскаспийский маршрут.

Реклама
Реклама

Напомним, он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море, далее - в страны Европы.

"Нужно понимать, что текущий геополитический кризис будет продолжаться долго. Даже если ситуация в Украине нормализуется, санкционный режим Запада не прекратится и логистические проблемы останутся. Казахстан в экспорте нефти, газа, металла и зерна зависит от транзита через российскую территорию. Это большая проблема как в силу ограничений торгов со стороны Запада, так и в силу использования Россией этих транзитных маршрутов для давления на Запад и учинения там экономических проблем", - объясняет Газиз Абишев.

В текущей ситуации, очевидно, казахстанская экономика испытывает проблемы, подчеркнул политолог.

"Поэтому, конечно, альтернативные пути экспорта через Каспийское море, может быть, через Туркменистан, Иран и берега Персидского залива, - это просто естественный ход вещей. Можно ли это сделать быстро? Большой вопрос. Сама инфраструктура выстраивалась годами. КТК - это десятки миллионов тонн нефти, а насколько рассчитан, например, порт Актау - это вопрос открытый. Поэтому не очень понятно, насколько быстро это реализуемо. Считаю, что это может быть вопросом нескольких лет", - считает Абишев.

Политический обозреватель Никита Шаталов со своей стороны подчеркнул, что блокировка КТК по итогам судебного процесса показала предельную уязвимость Казахстана. Он напомнил, что поставки нефти по-прежнему остаются главным инструментом пополнения бюджета страны.

"Безусловно, реализовать все это непросто, недешево и небыстро. Но новые маршруты для поставок нефти необходимы, это вопрос национальной безопасности. Нельзя складывать все яйца в одну корзину. Любой потенциальный геополитический кризис не должен радикально сказываться на нашем благосостоянии, на поступлениях в бюджет, он не должен быть поводом для того, чтобы мы искали за 2 месяца способ радикально изменить экономическую модель", - выразил мнение политический обозреватель и автор Telegram-канала о казахстанской политике.

Также специалист убежден в наличии выгоды для Казахстана, которую сулят новые экономические союзы, новые партнерства и новые возможности для экономического роста.

Трансформация КТЖ

В ходе совещания Токаев также указал на необходимость трансформации КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это позволит более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, заявил Глава государства.

"Если Кыргызстан завершит конкурирующий с КТЖ проект, если в его расширение еще и вложится Китай, это значительно ослабит транзитный потенциал Казахстана в новых условиях, когда Россия закрыта. Поэтому нам нужно поспешить усилить КТЖ и сделать его достаточно функциональным, чтобы выигрывать конкуренцию с любыми альтернативами. Потому что Казахстан все равно стоит на пути гигантского взаимного товарооборота между Китаем и Европой", - рассуждает Газиз Абишев.

Однако прежде чем выводить КТЖ на новый уровень, нужно задаться вопросом: насколько прозрачны процессы внутри, добавил политолог.

"Это громоздкая структура с большим количеством не только "дочек", но и "внучек". Только качественный аудит сможет выявить все проблемы. И после этого можно уже инвестировать и выводить на новый уровень компанию", - подчеркнул эксперт.

Политический обозреватель Никита Шаталов солидарен с коллегой и так же считает, что КТЖ - проблемная компания, у которой есть долги, высокие коррупционные риски, случаются скандалы с обслуживанием или состоянием подвижного состава.

"При этом логистика товаров первой необходимости - это ключевой вопрос 2022 года и, скорее всего, ближайшего десятилетия. Исключение России из мировой финансовой системы, наложение санкций, которые превращают государство по большому счету в поставщика энергетических ресурсов и ничего более, вынуждает нас заново выстраивать все пути поставок импорта и экспорта. Поэтому трансформация КТЖ - вопрос неотложный", - убежден он.

Эксперт считает, что на нынешнем этапе в КТЖ будут приглашены иностранные партнеры, которые помогут с трансформацией КТЖ.

"Компании предстоит избавиться от непрофильных активов, пересмотреть полностью программу развития. Это большой и сложный процесс, особенно с учетом попыток предыдущих реформ. Идеальная картина: КТЖ - это компания международного уровня, которая обеспечивает железнодорожный транзит грузов в регионе и помогает в полной мере реализовать наш транзитный потенциал, потому что в отсутствие России мы становимся, пожалуй, главным мостом между Китаем и ЕС", - добавил специалист.


Морские перевозки

Напомним, также Глава государства поставил перед правительством стратегическую задачу - трансформировать морские порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря.

"Морской путь переориентирует весь экспорт на Актау, Баку. Для этого необходимо стать очень сильной морской державой. Насколько это в долгосрочной перспективе выгодно - не очень понятно. Это более накладно, конечно, чем по отработанным ж/д дорогам. Но практика показывает, что на исторической дистанции любой совместный с Россией экономический проект рискует пострадать из-за борьбы России за свой статус на международной арене. Поэтому, может, стоит переплатить, зато таким образом диверсифицировать наши торговые и экспортные риски", - сказал Газиз Абишев.

Что касается сроков потенциального становления мировой морской Каспийской державой, то здесь "Казахстану предстоит пройти долгий и непростой путь", убежден эксперт.

"Казахстанские морские порты на Каспии должны связывать нас с Баку, а через него - с Турцией, Ираном и странами Персидского залива, с Туркменистаном и Россией. Это большой проект, который потребует как больших инвестиций, так и реализации тех договоренностей, которые Глава государства привез из своего большого заграничного тура", - подчеркнул Никита Шаталов.

Мир после коронавируса и событий в Украине уже не будет прежним, поэтому Казахстану нужно искать нетривиальные решения по снабжению экономики и экспорту, отметил политолог.

"В перспективе наиболее быстрое решение из всех перечисленных - укрепление флота и создание контейнерного хаба. Это потребует меньше времени, чем реформа госкомпании или создание нового маршрута поставок нефти. Но это один из важнейших шагов. В перспективе он позволит нам нарастить торговлю со странами региона", - заключил специалист.

Ранее пресс-секретарь Президента Руслан Желдибай прокомментировал прошедшее совещание Касым-Жомарта Токаева. Говоря о новых маршрутах для казахстанской нефти, он подчеркнул, что здесь никаких политических мотивов нет.

Мы открыли еще один Telegram-канал. О деньгах и казахстанском бизнесе. Подписывайтесь на Tengri Деньги!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная