Подписывайтесь на канал Tengrinews.kz в WhatsApp
07 июля 2022 19:15

"Казахстану предстоит непростой путь". Эксперты о трансформации КТЖ и новых маршрутах для нефти

Надежда Лыкова Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото:facebook.com/cpcpipe Фото:facebook.com/cpcpipe

Новые маршруты для казахстанской нефти, трансформация КТЖ и развитие морских перевозок - ключевые тезисы Президента на совещании по развитию транзитного потенциала страны в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz прокомментировали политические обозреватели Газиз Абишев и Никита Шаталов.


Новые маршруты для казахстанской нефти, трансформация КТЖ и развитие морских перевозок - ключевые тезисы Президента на совещании по развитию транзитного потенциала страны в беседе с корреспондентом Tengrinews.kz прокомментировали политические обозреватели Газиз Абишев и Никита Шаталов.

Новые маршруты

Накануне в ходе совещания Глава государства Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на необходимости диверсификации поставок казахстанской нефти. По его словам, приоритетное направление - Транскаспийский маршрут.

Напомним, он пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и Черное море, далее - в страны Европы.

"Нужно понимать, что текущий геополитический кризис будет продолжаться долго. Даже если ситуация в Украине нормализуется, санкционный режим Запада не прекратится и логистические проблемы останутся. Казахстан в экспорте нефти, газа, металла и зерна зависит от транзита через российскую территорию. Это большая проблема как в силу ограничений торгов со стороны Запада, так и в силу использования Россией этих транзитных маршрутов для давления на Запад и учинения там экономических проблем", - объясняет Газиз Абишев.

В текущей ситуации, очевидно, казахстанская экономика испытывает проблемы, подчеркнул политолог.

"Поэтому, конечно, альтернативные пути экспорта через Каспийское море, может быть, через Туркменистан, Иран и берега Персидского залива, - это просто естественный ход вещей. Можно ли это сделать быстро? Большой вопрос. Сама инфраструктура выстраивалась годами. КТК - это десятки миллионов тонн нефти, а насколько рассчитан, например, порт Актау - это вопрос открытый. Поэтому не очень понятно, насколько быстро это реализуемо. Считаю, что это может быть вопросом нескольких лет", - считает Абишев.

Политический обозреватель Никита Шаталов со своей стороны подчеркнул, что блокировка КТК по итогам судебного процесса показала предельную уязвимость Казахстана. Он напомнил, что поставки нефти по-прежнему остаются главным инструментом пополнения бюджета страны.

"Безусловно, реализовать все это непросто, недешево и небыстро. Но новые маршруты для поставок нефти необходимы, это вопрос национальной безопасности. Нельзя складывать все яйца в одну корзину. Любой потенциальный геополитический кризис не должен радикально сказываться на нашем благосостоянии, на поступлениях в бюджет, он не должен быть поводом для того, чтобы мы искали за 2 месяца способ радикально изменить экономическую модель", - выразил мнение политический обозреватель и автор Telegram-канала о казахстанской политике.

Также специалист убежден в наличии выгоды для Казахстана, которую сулят новые экономические союзы, новые партнерства и новые возможности для экономического роста.

Трансформация КТЖ

В ходе совещания Токаев также указал на необходимость трансформации КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это позволит более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, заявил Глава государства.

"Если Кыргызстан завершит конкурирующий с КТЖ проект, если в его расширение еще и вложится Китай, это значительно ослабит транзитный потенциал Казахстана в новых условиях, когда Россия закрыта. Поэтому нам нужно поспешить усилить КТЖ и сделать его достаточно функциональным, чтобы выигрывать конкуренцию с любыми альтернативами. Потому что Казахстан все равно стоит на пути гигантского взаимного товарооборота между Китаем и Европой", - рассуждает Газиз Абишев.

Однако прежде чем выводить КТЖ на новый уровень, нужно задаться вопросом: насколько прозрачны процессы внутри, добавил политолог.

"Это громоздкая структура с большим количеством не только "дочек", но и "внучек". Только качественный аудит сможет выявить все проблемы. И после этого можно уже инвестировать и выводить на новый уровень компанию", - подчеркнул эксперт.

Политический обозреватель Никита Шаталов солидарен с коллегой и так же считает, что КТЖ - проблемная компания, у которой есть долги, высокие коррупционные риски, случаются скандалы с обслуживанием или состоянием подвижного состава.

"При этом логистика товаров первой необходимости - это ключевой вопрос 2022 года и, скорее всего, ближайшего десятилетия. Исключение России из мировой финансовой системы, наложение санкций, которые превращают государство по большому счету в поставщика энергетических ресурсов и ничего более, вынуждает нас заново выстраивать все пути поставок импорта и экспорта. Поэтому трансформация КТЖ - вопрос неотложный", - убежден он.

Эксперт считает, что на нынешнем этапе в КТЖ будут приглашены иностранные партнеры, которые помогут с трансформацией КТЖ.

"Компании предстоит избавиться от непрофильных активов, пересмотреть полностью программу развития. Это большой и сложный процесс, особенно с учетом попыток предыдущих реформ. Идеальная картина: КТЖ - это компания международного уровня, которая обеспечивает железнодорожный транзит грузов в регионе и помогает в полной мере реализовать наш транзитный потенциал, потому что в отсутствие России мы становимся, пожалуй, главным мостом между Китаем и ЕС", - добавил специалист.


Морские перевозки

Напомним, также Глава государства поставил перед правительством стратегическую задачу - трансформировать морские порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря.

"Морской путь переориентирует весь экспорт на Актау, Баку. Для этого необходимо стать очень сильной морской державой. Насколько это в долгосрочной перспективе выгодно - не очень понятно. Это более накладно, конечно, чем по отработанным ж/д дорогам. Но практика показывает, что на исторической дистанции любой совместный с Россией экономический проект рискует пострадать из-за борьбы России за свой статус на международной арене. Поэтому, может, стоит переплатить, зато таким образом диверсифицировать наши торговые и экспортные риски", - сказал Газиз Абишев.

Что касается сроков потенциального становления мировой морской Каспийской державой, то здесь "Казахстану предстоит пройти долгий и непростой путь", убежден эксперт.

"Казахстанские морские порты на Каспии должны связывать нас с Баку, а через него - с Турцией, Ираном и странами Персидского залива, с Туркменистаном и Россией. Это большой проект, который потребует как больших инвестиций, так и реализации тех договоренностей, которые Глава государства привез из своего большого заграничного тура", - подчеркнул Никита Шаталов.

Мир после коронавируса и событий в Украине уже не будет прежним, поэтому Казахстану нужно искать нетривиальные решения по снабжению экономики и экспорту, отметил политолог.

"В перспективе наиболее быстрое решение из всех перечисленных - укрепление флота и создание контейнерного хаба. Это потребует меньше времени, чем реформа госкомпании или создание нового маршрута поставок нефти. Но это один из важнейших шагов. В перспективе он позволит нам нарастить торговлю со странами региона", - заключил специалист.

Ранее пресс-секретарь Президента Руслан Желдибай прокомментировал прошедшее совещание Касым-Жомарта Токаева. Говоря о новых маршрутах для казахстанской нефти, он подчеркнул, что здесь никаких политических мотивов нет.

Мы открыли еще один Telegram-канал. О деньгах и казахстанском бизнесе. Подписывайтесь на Tengri Деньги!

Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!

Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 444.26   490.7   4.83 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети