В 2024 году АО "НК "ҚТЖ" сохранило позицию устойчивого развития по ключевым показателям деятельности. Компания стабильно перевозила грузы и пассажиров, соблюдала социальные обязательства, реализовывала масштабные проекты, находила новые логистические решения.
В 2024 году АО "НК "ҚТЖ" сохранило позицию устойчивого развития по ключевым показателям деятельности. Компания стабильно перевозила грузы и пассажиров, соблюдала социальные обязательства, реализовывала масштабные проекты, находила новые логистические решения.
Сохранена положительная динамика в грузообороте, он составил 272 миллиарда тонно-километров. Уверенными темпами продолжает расти контейнерный транзит, который достиг 1,4 миллиона ДФЭ. В этом году досрочно перевыполнен план перевозок с КНР. Объемы перевозок через казахстанско-китайские стыки достигли порядка 31,8 млн тонн, что на 12 процентов больше 2023 года. В том числе экспорт из Казахстана увеличился на 8,8 процента и составил 13,7 миллиона тонн.
Модернизация инфраструктуры и развитие новых маршрутов
Одним из главных направлений деятельности КТЖ стала модернизация инфраструктуры. Различными видами ремонта было обновлено более 1400 километров пути. Продолжалось строительство свыше тысячи километров новых железных дорог (Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал, обводная вокруг станции Алматы). Вторые пути на участке Достык – Мойынты и железнодорожную линию в обход Алматы планируется завершить в следующем году.
Рост контейнерного транзита и международного сотрудничества
После ввода инфраструктурных проектов прогнозируется двукратное увеличение транзита – до 55 миллионов тонн в год. Для привлечения грузовых потоков на казахстанские коридоры компания расширяет терминальную сеть. Уже имеющиеся пять терминалов (порт Ляньюньган, Сухой порт в городе Сиань, терминал на станции Достык, сухой порт Khorgos Gateway, паромный комплекс в порту Курык) в ближайшие два года дополнят еще девять. В текущем году начато строительство терминалов в городе Алматы, в азербайджанском морском порту Алят, в столице Венгрии – Будапеште, в поселке Селятино под Москвой. Совместно с китайским партнером – портом Ляньюньган – приступили к строительству контейнерного хаба в порту Актау.
Стоит отметить, что запущенный в 2024 году казахстанско-китайский терминал в Сухом порту города Сиань позволил увеличить транзит из Китая по Транскаспийскому маршруту в 30 раз.
Цифровизация и повышение прозрачности грузовых перевозок
Усиливает роль Казахстана на маршруте разработанный в сотрудничестве с сингапурским PSA бесшовный цифровой коридор. Полную цифровизацию клиентского сервиса в области грузовых перевозок обеспечило "Единое цифровое окно", где КТЖ объединила все коммерческие функции дочерних предприятий компании. Система экономит время и делает процесс перевозки максимально прозрачным.
Операционная и финансовая стабильность КТЖ в очередной раз подтверждена международными рейтинговыми агентствами Fitch, S&P.
Фото: АО "НК "Қазақстан темір жолы".