РЕЙТИНГ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
17 сентября 2009 | 16:22

"Коммерсантъ" ON AIR

ПОДЕЛИТЬСЯ

В 2010 году успешное бизнес-издание "Коммерсантъ" появится и в радиоверсии. Концепцией проекта займется бывший главный редактор "Бизнес FM" Дмитрий Солопов. Холдинг "АФ Медиа", куда входит издательский дом "Коммерсантъ", владеет радиостанцией "Ньютон". Однако она ориентирована на студенческую аудиторию. По словам самого владельца "АФ медиа" Алишера Усманова, радио станет каналом для продвижения бизнес-издания. Но, судя по всему, это не единственная и далеко не главная цель медиа-гиганта.

Из рук в руки

С 1999 до 2006 года "Коммерсантъ" являлся медиа-активом бизнесмена Бориса Березовского. Ему принадлежало ровно 50 процентов акций издательского дома (ИД). Остальную его часть контролировал бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Однако после того, как Березовский поссорился с правящей властью России в 2000 году, и обрел статус политического беженца в Великобритании, он задумал избавиться и от издания, и полностью передал его под контроль своему партнеру. Тогда много говорили о том, что "Коммерсантъ" перестал приносить какую-либо прибыль и его отдадут едва ли не даром. В том числе отмечалось, что на резкое сокращение доходности издательства повлиял судебный процесс с "Альфа-банком", начавшийся в 2004 году. По мнению руководства банка, заметка, опубликованная в газете нанесла финучреждению материальных убытков на 20,5 миллиона рублей (727 тысячи долларов) и ущерб репутации на 300 миллионов рублей (10,5 миллиона долларов). Однако суд сжалился над издательским домом, годовой оборот которого в целом в 2004 году составил лишь 50 миллионов долларов, и назначил сумму штрафа в 40,5 миллиона рублей (1,4 миллиона долларов). В августе 2006 года издательский дом перешел во владение Алишера Усманова - главы холдинга "Металлоинвест" и генерального директора "Газпроминвестхолдинга", полностью принадлежащего ОАО "Газпром". Причем, господин Усманов не поскупился отдать за актив, не приносящий высокой прибыли, 300 миллионов долларов. Новый хозяин начал масштабную интернет-кампанию по раскрутке изданий "Коммерсанта", привлек новое руководство. В итоге, за 2008 год прибыль ИД составила уже 18,5 миллионов долларов (EBITDA).

На волне

В настоящее время "Коммерсантъ" является влиятельным и доходным изданием. Диверсифицировать работу СМИ в радиосферу кажется логичным. Но стоит подробней рассмотреть рынок радиовещания для более конкретных выводов. Согласно статистике, 80 процентов россиян хотя бы раз в неделю слушают радио. А это около 120 миллионов человек. Конечно наибольший интерес с точки зрения радиорекламы представляют крупные мегаполисы России - это 13 городов, включая Москву. И даже несмотря на то, что в последние два года рынок радиорекламы значительно сократился. Если по итогам 2008 года объем рекламы на радио сократился на шесть процентов, то в первом квартале 2009 рынок вообще испытал сильнейший обвал. Так, за первые три месяца этого года объем общефедеральной рекламы упал почти на две трети - с 23,2 до 17,4 тысячи минут, а московской - на 33 процента. Однако уже к марту эта сфера начала оживать. В тот период на московских радиостанциях было размещено 26,6 тысячи минут рекламы, что сопоставимо с объемом осени прошлого года. Самый показательный пример развития радиорынка страны - российская столица. При населении в 20 миллионов человек, в Москве работают несколько десятков FM-станций различной направленности. Наибольший приток аудитории - это несколько часов утром и вечером, когда люди, направляющиеся на работу или домой, застревая в пробках, часто не имеют доступа к альтернативному источнику информации. Помимо рекламы нельзя недооценивать и пропагандистскую функцию радиоэфира. Что самое важное, практически каждая из станций имеет свою четко определенную аудиторию - молодежь, студенты, тусовщики, домохозяйки или бизнесмены и деловые люди. Бизнес-прослойка - одна из самых влиятельных радиоаудиторий. Реклама, ориентированная на эту группу приносит радиостанциям наибольший доход. Поскольку больше всего готовы платить именно те заказчики, чьи продукты и услуги предназначены для деловых людей.

Битва акул

Самый серьезный конкурент будущей радиостанции "Коммерсантъ" - Business FM, входящая в состав холдинга "Объединенные медиа", который принадлежит владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину. Ежедневная аудитория этой радиостанции только в Москве составляет 402 тысячи человек. При этом, Business FM, существующая всего два года, ориентирована исключительно на премиум-сегмент. То ли благодаря талантливому руководству, то ли из-за необычного формата только за год Business FM ворвалась в десятку лидеров радиоэфира. С января 2008 по январь 2009 с 26-й строчки рейтинга радиостанций она переместилась на 9-ю. При этом доход Business FM по итогам прошлого года составил 281 миллионов рублей (девять миллионов долларов), а чистая прибыль - 5,1 миллиона рублей (164,5 тысячи долларов). Успехи этой радиостанции не остались незамеченными. В 2007 году премию "Медиаменеджер России" получил генеральный директор холдинга "Объединенные медиа" Даниил Купсин. В 2008 году Национальная ассоциация телерадиовещателей признала радио Business FM лучшей радиостанцией. Также в прошлом году за создание уникального формата этой радиостанции премию "Медиаменеджер России-2008" присудили первому заместителю генерального директора холдинга "Объединенные медиа" Егору Альтману и креативному директору Дмитрию Солопову.

Свежий взгляд

Солопов, при котором Business FM стала весьма успешным проектом, в середине 2009 года покинул свой пост. Причиной стал конфликт с новым руководством станции после перехода ее во владение Лисина. Холдинг Усманова не упустил шанса привлечь опытного специалиста, который, помимо прочего, консультировал холдинг Александра Лебедева "Новые медиа", планировавшего запуск делового радио, и в должности коммерческого директора участвовал в запуске московского информационного радио "Сити-FM" для холдинга "Газпром-медиа". Пока неизвестно, какую концепцию предложит успешный топ-менеджер для радиостанции "Коммерсантъ". Вряд ли это будет клон успешной Business FM. На данном этапе известно лишь, что руководство холдинга "АФ Медиа" планирует инвестировать в проект от трех до пяти миллионов долларов. Расходы можно сократить, если информационную службу, эксклюзивные материалы и административно-хозяйственные затраты сделать общими с печатным "Коммерсантом". Также в целях сокращения расходов предполагается начать вещание "Коммерсанта" на частоте радио "Ньютон", которое было создано в осенью 2008 года в рамках холдинга Усманова. Радиостанция работает в музыкальном формате и ориентирована на молодежь. Однако за прошедший год ей так и не удалось достигнуть успехов в приобретении популярности - в рейтинге Москвы она занимает 52 место, что является предпоследней позицией. А если руководству новой радиостанции "Коммерсантъ" вместе со слушателями удастся переманить и рекламодателей - господин Усманов получит вместо убыточной музыкальной волны весьма доходный медиа-бизнес.

Пришел, увидел и купил

Видимо, Усманов всерьез решил занять просторную нишу на медиа-пространстве страны. Сейчас холдинг "АФ Медиа", помимо издательского дома "Коммерсантъ", включает в себя ИД "Секрет фирмы”, несколько интернет-проектов и радиостанцию "Ньютон". Также Усманову принадлежат пакеты акций телеканалов 7ТВ и МузТВ. Осенью 2008 года российские СМИ сообщали о намерении медиа-магната купить популярные FM-станции Jazz и Classic, принадлежащие холдингу Arnold Prize Group. Однако сделка не состоялась и бизнесмен решил найти другого партнера. В середине августа этого года "АФ Медиа Холдинг" Усманова завершил переговоры об объединении активов с Иваном Тавриным - совладельцем холдинга "Медиа-1", который владеет сетью из 33 региональных телестанций и 56 радиостанций. Скорее всего, сделка будет завершена уже до конца этого года. Тогда медиа-магнат получит в свое распоряжение дополнительные ресурсы для влияния и конкурентной борьбы, к тому же приносящие немалый доход.

В 2010 году успешное бизнес-издание "Коммерсантъ" появится и в радиоверсии. Концепцией проекта займется бывший главный редактор "Бизнес FM" Дмитрий Солопов. Холдинг "АФ Медиа", куда входит издательский дом "Коммерсантъ", владеет радиостанцией "Ньютон". Однако она ориентирована на студенческую аудиторию. По словам самого владельца "АФ медиа" Алишера Усманова, радио станет каналом для продвижения бизнес-издания. Но, судя по всему, это не единственная и далеко не главная цель медиа-гиганта.

Из рук в руки

С 1999 до 2006 года "Коммерсантъ" являлся медиа-активом бизнесмена Бориса Березовского. Ему принадлежало ровно 50 процентов акций издательского дома (ИД). Остальную его часть контролировал бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Однако после того, как Березовский поссорился с правящей властью России в 2000 году, и обрел статус политического беженца в Великобритании, он задумал избавиться и от издания, и полностью передал его под контроль своему партнеру. Тогда много говорили о том, что "Коммерсантъ" перестал приносить какую-либо прибыль и его отдадут едва ли не даром. В том числе отмечалось, что на резкое сокращение доходности издательства повлиял судебный процесс с "Альфа-банком", начавшийся в 2004 году. По мнению руководства банка, заметка, опубликованная в газете нанесла финучреждению материальных убытков на 20,5 миллиона рублей (727 тысячи долларов) и ущерб репутации на 300 миллионов рублей (10,5 миллиона долларов). Однако суд сжалился над издательским домом, годовой оборот которого в целом в 2004 году составил лишь 50 миллионов долларов, и назначил сумму штрафа в 40,5 миллиона рублей (1,4 миллиона долларов). В августе 2006 года издательский дом перешел во владение Алишера Усманова - главы холдинга "Металлоинвест" и генерального директора "Газпроминвестхолдинга", полностью принадлежащего ОАО "Газпром". Причем, господин Усманов не поскупился отдать за актив, не приносящий высокой прибыли, 300 миллионов долларов. Новый хозяин начал масштабную интернет-кампанию по раскрутке изданий "Коммерсанта", привлек новое руководство. В итоге, за 2008 год прибыль ИД составила уже 18,5 миллионов долларов (EBITDA).

На волне

В настоящее время "Коммерсантъ" является влиятельным и доходным изданием. Диверсифицировать работу СМИ в радиосферу кажется логичным. Но стоит подробней рассмотреть рынок радиовещания для более конкретных выводов. Согласно статистике, 80 процентов россиян хотя бы раз в неделю слушают радио. А это около 120 миллионов человек. Конечно наибольший интерес с точки зрения радиорекламы представляют крупные мегаполисы России - это 13 городов, включая Москву. И даже несмотря на то, что в последние два года рынок радиорекламы значительно сократился. Если по итогам 2008 года объем рекламы на радио сократился на шесть процентов, то в первом квартале 2009 рынок вообще испытал сильнейший обвал. Так, за первые три месяца этого года объем общефедеральной рекламы упал почти на две трети - с 23,2 до 17,4 тысячи минут, а московской - на 33 процента. Однако уже к марту эта сфера начала оживать. В тот период на московских радиостанциях было размещено 26,6 тысячи минут рекламы, что сопоставимо с объемом осени прошлого года. Самый показательный пример развития радиорынка страны - российская столица. При населении в 20 миллионов человек, в Москве работают несколько десятков FM-станций различной направленности. Наибольший приток аудитории - это несколько часов утром и вечером, когда люди, направляющиеся на работу или домой, застревая в пробках, часто не имеют доступа к альтернативному источнику информации. Помимо рекламы нельзя недооценивать и пропагандистскую функцию радиоэфира. Что самое важное, практически каждая из станций имеет свою четко определенную аудиторию - молодежь, студенты, тусовщики, домохозяйки или бизнесмены и деловые люди. Бизнес-прослойка - одна из самых влиятельных радиоаудиторий. Реклама, ориентированная на эту группу приносит радиостанциям наибольший доход. Поскольку больше всего готовы платить именно те заказчики, чьи продукты и услуги предназначены для деловых людей.

Битва акул

Самый серьезный конкурент будущей радиостанции "Коммерсантъ" - Business FM, входящая в состав холдинга "Объединенные медиа", который принадлежит владельцу Новолипецкого металлургического комбината Владимиру Лисину. Ежедневная аудитория этой радиостанции только в Москве составляет 402 тысячи человек. При этом, Business FM, существующая всего два года, ориентирована исключительно на премиум-сегмент. То ли благодаря талантливому руководству, то ли из-за необычного формата только за год Business FM ворвалась в десятку лидеров радиоэфира. С января 2008 по январь 2009 с 26-й строчки рейтинга радиостанций она переместилась на 9-ю. При этом доход Business FM по итогам прошлого года составил 281 миллионов рублей (девять миллионов долларов), а чистая прибыль - 5,1 миллиона рублей (164,5 тысячи долларов). Успехи этой радиостанции не остались незамеченными. В 2007 году премию "Медиаменеджер России" получил генеральный директор холдинга "Объединенные медиа" Даниил Купсин. В 2008 году Национальная ассоциация телерадиовещателей признала радио Business FM лучшей радиостанцией. Также в прошлом году за создание уникального формата этой радиостанции премию "Медиаменеджер России-2008" присудили первому заместителю генерального директора холдинга "Объединенные медиа" Егору Альтману и креативному директору Дмитрию Солопову.

Свежий взгляд

Солопов, при котором Business FM стала весьма успешным проектом, в середине 2009 года покинул свой пост. Причиной стал конфликт с новым руководством станции после перехода ее во владение Лисина. Холдинг Усманова не упустил шанса привлечь опытного специалиста, который, помимо прочего, консультировал холдинг Александра Лебедева "Новые медиа", планировавшего запуск делового радио, и в должности коммерческого директора участвовал в запуске московского информационного радио "Сити-FM" для холдинга "Газпром-медиа". Пока неизвестно, какую концепцию предложит успешный топ-менеджер для радиостанции "Коммерсантъ". Вряд ли это будет клон успешной Business FM. На данном этапе известно лишь, что руководство холдинга "АФ Медиа" планирует инвестировать в проект от трех до пяти миллионов долларов. Расходы можно сократить, если информационную службу, эксклюзивные материалы и административно-хозяйственные затраты сделать общими с печатным "Коммерсантом". Также в целях сокращения расходов предполагается начать вещание "Коммерсанта" на частоте радио "Ньютон", которое было создано в осенью 2008 года в рамках холдинга Усманова. Радиостанция работает в музыкальном формате и ориентирована на молодежь. Однако за прошедший год ей так и не удалось достигнуть успехов в приобретении популярности - в рейтинге Москвы она занимает 52 место, что является предпоследней позицией. А если руководству новой радиостанции "Коммерсантъ" вместе со слушателями удастся переманить и рекламодателей - господин Усманов получит вместо убыточной музыкальной волны весьма доходный медиа-бизнес.

Пришел, увидел и купил

Видимо, Усманов всерьез решил занять просторную нишу на медиа-пространстве страны. Сейчас холдинг "АФ Медиа", помимо издательского дома "Коммерсантъ", включает в себя ИД "Секрет фирмы”, несколько интернет-проектов и радиостанцию "Ньютон". Также Усманову принадлежат пакеты акций телеканалов 7ТВ и МузТВ. Осенью 2008 года российские СМИ сообщали о намерении медиа-магната купить популярные FM-станции Jazz и Classic, принадлежащие холдингу Arnold Prize Group. Однако сделка не состоялась и бизнесмен решил найти другого партнера. В середине августа этого года "АФ Медиа Холдинг" Усманова завершил переговоры об объединении активов с Иваном Тавриным - совладельцем холдинга "Медиа-1", который владеет сетью из 33 региональных телестанций и 56 радиостанций. Скорее всего, сделка будет завершена уже до конца этого года. Тогда медиа-магнат получит в свое распоряжение дополнительные ресурсы для влияния и конкурентной борьбы, к тому же приносящие немалый доход.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 488.23   530.57   5.03 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети