В Министерстве здравоохранения Казахстана дали разъяснение по прикрепительной кампании к поликлиникам, которая стартовала 5 апреля. Ранее сообщалось, что казахстанцы должны прояснить свой статус в системе обязательного медстрахования до 1 июля.
В Министерстве здравоохранения Казахстана дали разъяснение по прикрепительной кампании к поликлиникам, которая стартовала 5 апреля. Ранее сообщалось, что казахстанцы должны прояснить свой статус в системе обязательного медстрахования до 1 июля.
Кампания "Прикрепись к поликлинике - определи свой статус в системе ОСМС!" направлена на граждан, которые не знают о наличии прикрепления к какой-либо поликлинике или которые не обладают информацией о том, застрахованы ли они. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщила руководитель управления амбулаторно-клинической помощи Департамента организации медпомощи МЗ РК Акмарал Сералиева.
Она пояснила, что это делается, чтобы каждый казахстанец определил свою категорию: трудоустроенный, безработный, индивидуальный предприниматель, работающий по гражданско-правовым договорам, и наличие у него медицинской страховки.
"Вы должны позвонить в свою поликлинику, узнать, прикреплены ли вы к ней, и поинтересоваться, будете ли вы застрахованы или нет и какой у вас статус", - пояснила Сералиева. Она напомнила, что уже с 1 июля 2017 года работодатели и такие категории населения, как ИП, начнут делать отчисления в Фонд обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).
"Если человек не позвонит, есть вероятность, что он может выпасть из системы ОСМС. Может быть недоразумение, что в рамках ОСМС его может не быть, если он не определит свой статус на сегодня. Бывает, что граждане по пять-семь лет не обращаются в поликлинику и не знают, к какой поликлинике они прикреплены. Лучше удостовериться", - сказала она.
Представитель Минздрава пояснила, что при звонке в поликлинику можно обратиться к сотруднику в должности медицинского регистратора или к менеджеру регистратуры, которые по ИИН и фамилии проверят всю информацию. Аналогично можно узнать данные и о своих детях - за них взносы в фонд ОСМС будет делать государство. Если у сотрудника поликлиники нет информации о категории пациента, можно сообщить эту информацию самостоятельно.
"Сейчас мы верим на слово. В случае если человек заявит, что он безработный, в то время как он трудоустроен, проверку этих данных будут проводить другие ведомства. Но в данный момент производится интеграция баз данных различных ведомств, таких как Министерство труда и Минюст, и мы сможем отслеживать информацию о статусах граждан самостоятельно, без их участия", - сказала Сералиева.
Также, по ее словам, эту информацию можно будет получить через портал egov.
"Сейчас ведутся работы, и на портале в личном кабинете появится вкладка, в которой будет указано, застрахован человек или нет и какой у него статус", - сообщили в МЗ РК.
По словам спикера, если выяснится, что человек не застрахован, то нужно будет в рабочем порядке узнать, почему он не внесен в систему ОСМС. Скорее всего, у человека не определен социальный статус.
"Если человек безработный, то он может официально зарегистрироваться через территориальное управление занятости и получить статус безработного, в таком случае взносы в Фонд медстрахования за него будет уплачивать государство. Другой вариант легализации - если в результате какой-либо деятельности он получает доход, можно пройти регистрацию в налоговых органах как индивидуальный предприниматель. В этом случае он будет уплачивать взносы с июля 2017 года, как для ИП, физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, адвокатов, нотариусов, в размере 5 процентов от двух МЗП, или 2 446 тенге в месяц, а за полгода это составит 14 676 тенге", - сказала она.
При этом было отмечено, что есть еще категория неактивного населения, это те самые нигде не зарегистрированные домохозяйки, таксисты, владельцы подсобных хозяйств, торговцы рынков и так далее. "Такой категории населения (непродуктивно самозанятым) предлагается уплачивать с 1 января 2018 года страховой взнос в размере 1 414 тенге или 16 970 тенге в год. Эти люди могут производить свои платежи в банках второго уровня или в отделениях "Казпочты" на текущий месяц или на несколько месяцев вперед. Именно для последней категории населения для выведения их из тени запущена кампания по прикреплению к поликлиникам для скорейшего определения их статуса и доведения до них информации об условиях их участия в системе ОСМС", - сказала она.
Сералиева отметила, что если человек уже прикреплен и знает свою поликлинику, то заново прикрепляться ему не надо. В случае если прикрепления к поликлинике нет, то можно сделать это, посетив медучреждение лично или через портал egov по месту жительства. Следует подать запрос в форме электронного документа с указанием данных гражданина. В поликлинике ответственный работник получает электронный запрос из соответствующих информационных систем и оформляет талон о прикреплении также в электронном виде.
Информацию о прикреплении можно узнать через портал egov в разделе "Выбери поликлинику". При этом наличия регистрации по месту жительства не требуется.
"В случае если вы прикреплялись ранее, но в поликлинике ваших данных нет, то можно решить вопрос в рабочем порядке или направить жалобу в местное управление здравоохранения и центр развития здравоохранения. Перекрепление и открепление проводятся только с согласия и по заявлению гражданина", - сказала представитель Минздрава.
Также она пояснила, что прикрепляться нужно там, где в данный момент фактически проживаешь. "Например, если вы живете в Алматы и вас командировали в Астану на три месяца, то вы прикрепляетесь к поликлинике по месту жительства - где сняли квартиру. Когда командировка закончится, едете в Алматы и прикрепляетесь там. Узнать, какой адрес относится к какой поликлинике, можно, связавшись с приемной местного управления по телефону", - резюмировала Акмарал Сералиева.
Также мы попытались найти карты обслуживания поликлиник на сайтах региональных управлений здравоохранения для того, чтобы сэкономить время и избежать звонков в больницы.
Стоит отметить, что карта территории обслуживания среди 16 казахстанских региональных управлений здравоохранения размещена только на портале Управления здравоохранения Алматы. При этом не все ссылки, по которым можно получить информацию о территории обслуживания клиник, работают, значительное количество выдает ошибку 404. На сайте упрздрава Астаны также имеется ссылка "Территории обслуживания амбулаторно - поликлинических организации". Но при переходе по ней возникает ошибка 404. В случае с ВКО у управления два сайта - https://densaulyk.gov.kz/?cat=117&lang=ru и https://call-centervko.kz/ru/. При этом на втором сайте можно узнать по ИИН, к какой поликлинике прикреплен человек, но адресов обслуживания поликлиник также найти не удалось. Очень мало информации размещено в секциях акиматов ЮКО и Атырауской области, относящихся к местным управлениям здравоохранения.