Один из полицейских Алматы, пострадавших во время январских событий, в деталях рассказал о том, через что ему пришлось пройти, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Один из полицейских Алматы, пострадавших во время январских событий, в деталях рассказал о том, через что ему пришлось пройти, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Мы продолжаем цикл материалов, посвященных годовщине трагических событий января 2022 года.
Вечером 4 января в Алматы начались протесты, которые позже перетекли в беспорядки. Они продолжались всю ночь. Уже на следующий день в социальных сетях появились шокирующие кадры. На них было запечатлено нападение на полицейских. Сотни агрессивных людей избивали и истязали сотрудников правоохранительных органов. Случилось это на пересечении улиц Тимирязева и Сейфуллина. Ранения получили 185 стражей порядка.
Одним из пострадавших стал старший лейтенант Жаксылык Султанов. Отметим, что ранее он стал известен многим казахстанцам благодаря своему поступку, который совершил после крушения самолета Bek Air под Алматы. Тогда полицейский вынес из-под обломков грудничка и отдал медикам. На этот раз правоохранителю самому понадобилась помощь врачей.
Как вспоминает 38-летний Жаксылык Султанов, утром 4 января он вышел с очередной ночной смены и направился домой. Вечером его вызвали на усиление.
"Я живу в микрорайоне Зердели в Алатауском районе. Приехал домой в 10:00 и уснул. Проснулся в 16:00 от телефонного звонка коллеги. Узнал, что в 21:00 мы должны построиться перед зданием Управления административной полиции на Тимирязева - Байтурсынова.
К 17:30 я уже выехал из дома на своем личном автомобиле. В это время по улице Момышулы было много людей. Я еду на построение и по дороге вижу столпившихся людей. Тем не менее целый час не мог проехать район "Алматы арены". И это продолжалось всю дорогу: по Саина вверх, в районе пересечения с проспектом Абая, людей было очень много, они перекрывали путь машинам, выбегая на дорогу. Накинул на себя гражданскую куртку, чтобы не стать объектом нападения. В итоге на построение я приехал к 20:00, то есть три часа ехал", - рассказал он.
Прибыв на службу, полицейский переоделся в униформу и взял спецсредства защиты.
"Начальники проверили наше построение, чтобы никакого оружия не было, даже газового баллончика. Были лишь каска, щит, наколенники и так далее. Еще были дубинки, но они не только для того, чтобы бить людей. Дубинками мы стучим по щитам, тем самым заставляем протестующих отказываться от силовых стычек. Также нам прочитали инструкции, как вести себя в таких ситуациях, было очень много пунктов. Никаких провокаций, никакого шума, не кричать, ажиотаж не поднимать", - добавил он.
Жаксылык Султанов вечером 4 января перед зданием Управления административной полиции на Тимирязева - Байтурсынова. Фото из личного архива
Перед зданием УАП Султанов с коллегами простоял более четырех часов, пока в 1:30 ночи не получил приказ двигаться по Тимирязева в сторону Сейфуллина.
"Перед улицей Сейфуллина мы разделились на две группы: около 100-120 человек ушли вниз в сторону Абая, а мы - около 70-80 человек - повернули вверх в сторону Аль-Фараби. Как только через "кармашек" завернули на Сейфуллина, то увидели толпу людей, которая спускается от Аль-Фараби. В руках у них были металлические и деревянные палки. Их было в два раза больше, чем нас. Они шли прямо на нас.
Мы начали дубинками бить по щитам, чтобы отпугнуть. Какое-то время мы друг против друга стояли, где-то полчаса "в догонялки играли": закрывали путь, отгоняли. Потом они, стоя в два ряда, начали кидать в нас камни. Мы подняли щиты, пытаясь вновь отпугнуть их. Но они делали лишь шаг назад. Мы хотим отступить и оборачиваемся, а оттуда уже другая толпа, еще больше людей направляется к нам. Тоже с камнями, палками и так далее. Нас с двух сторон зажали", - вспоминает он.
Слева от полицейских находился мост, а справа - забор. Они могли идти лишь вперед или назад, где их поджидала обезумевшая толпа.
"Пока мы смотрели только вперед, много людей через тоннель моста в другую сторону переправились и сзади подошли. Они начали бросать камни, нападать, начались столкновения. Нападавшие сзади испортили наш "защитный щит" и прорвались со своей арматурой и железом в нашу толпу. А у нас никакого оружия не было, чтобы защищаться.
В этот момент очень много ребят у нас пострадало: они по одному начали падать с края моста и кричали. Других били камнями, арматурой и всем, что попадалось в руки. У них было численное преимущество в несколько раз. За считаные минуты многие из нас уже валялись на земле раненые: кто-то был в сознании, а кто-то нет", - вспоминает он.
Жаксылык Султанов очень сильно пострадал. Позже стало известно, что 90 процентов полицейских из того построения были сильно избиты.
"Я тоже упал, видел, как они бьют нас арматурой и деревянными палками. По голове очень много били. Кричали: "Каску сними, каску сними". Но я был уже почти без сознания и не мог снять ее. Меня железом начали бить по голове, и в этот момент я понял, что каска уже сломана, потому что чувствую, как по лицу бьют и пинают.
Кто-то из нападавших потом сказал: "Он умер, умер". Где-то к 2:00 ночи наши ребята выбрались из этой бойни, а в больницу я попал где-то к 5:00 утра. Как я туда попал и сколько времени занял путь, я не помню, так как был в отключке. В больнице меня обследовали и к 10:00 утра перевели в другое медучреждение, так как врачи сказали, что люди начали нападать и на больницы. Нас перевели на охраняемую территорию. Оттуда на следующий день вечером мы пошли по домам, написав расписки. Те, кто был в тяжелом состоянии, остались там", - добавил он.
Правоохранитель получил перелом руки в двух местах и перелом позвоночника.
"Точно не уверен, как ломали, но по ощущениям это были удары от арматуры или железной палки, потому что в районе перелома руки остались следы от удара железным предметом. Также я получил сотрясение мозга, так как они много раз пинали по голове, когда я упал на землю и лежал. Все, что ниже поясницы, тоже забили. Сняли обувь и по стопам и пальцам начали бить деревянными предметами. Гематом очень много, с ног до головы избили. Рука сильно опухла, посинела.
Куртки наши сняли. Сотрудники скорой, которые меня увезли в больницу, сказали, что на мне были только рубашка и брюки. Мою куртку, свитер, обувь, каску и щит - все стащили. С какой одеждой пришел, в той и лежал в больнице. Потом лечился дома, две-три недели ставили капельницы. Моя родная сестра - врач, она ставила. 10 января я пошел в поликлинику, там на руку поставили гипс. Поясница долго болела, даже сидеть было больно", - подытожил Султанов.
2 марта Жаксылык Султанов вернулся на службу. Он продолжает работать в полиции и обеспечивает общественный порядок на патрульном автомобиле. Жаксылык надеется, что в Казахстане больше не повторятся такие события.
Өзекті жаңалықтарды сілтемесіз оқу үшін Telegram желісінде парақшамызға тіркеліңіз!