Квартиру в Германии обещали за голову жительницы Павлодара в годы ВОВ. Столь щедрую награду солдаты вермахта сулили жителям белорусской деревни за выдачу партизанки Нины Ахмедзяновой. Корреспондент Tengrinews.kz пообщалась с жительницей Павлодара.
Квартиру в Германии обещали за голову жительницы Павлодара в годы ВОВ. Столь щедрую награду солдаты вермахта сулили жителям белорусской деревни за выдачу партизанки Нины Ахмедзяновой. Корреспондент Tengrinews.kz пообщалась с жительницей Павлодара.
Копии фотографии чумазой, закутанной в платок девушки были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Под снимком сообщалось, что она отравила несколько немецких офицеров и заслуживает смерти.
Приказ был - захватить и доставить партизанку живьем.
Не поймали. На войне смертельная опасность не раз подстерегала щупленькую девушку, но обходила стороной.
Война застала 16-летнюю Нину в Минске, куда она приехала поступать на ткачиху.
"Помню ту ночь, стоял такой грохот, казалось, само небо рвется на части. Я даже не поняла, что произошло, никогда такого не видела. А это бомбили Минск", - рассказывает ветеран.
В панике жители стали покидать полыхающий город.
"Люди бежали в лес, подальше от взрывов. И я бросилась пешком в свою деревню. Два месяца шла домой, несколько раз попадала под бомбежки. По дороге попала в колонну евреев. Помню маленького мальчика, он сильно плакал, я взяла его на руки, прижала к себе, и меня вместе с ним бросили в колонну евреев. В этот момент одна из женщин, с которой мы вместе бежали из Минска, крикнула, что я русская, стала упрашивать немцев отпустить. Один из полицаев вырвал из моих рук мальчика, а меня швырнул в другую колонну. Нас повели дальше, а евреев раздели, отобрали у них все вещи и расстреляли", - говорит она, едва сдерживая слезы.
Второй раз Нина Ахмедзянова спасалась от смерти уже в родном селе Осовок.
"Вернулась домой, а ночью деревню окружили немцы. Всех выгнали из домов на улицу и согнали в сарай. Часов в шесть утра стали выводить по одному и расстреливать, а перед этим меня и еще семь девчат выстроили, чтобы смотрели. Мы метались, плакали, кричали. У меня на глазах убили маму и младшего брата. А потом вывели отца. У меня уже не было сил кричать, я словно окаменела, в этот момент отец как закричит: "Дочка, утекай! Дочка, утекай!" Не знаю, откуда взялись силы, но я перелезла через плетень и по сугробам побежала к лесу. Девчонки бросились за мной, их всех покосили, а меня ранили. Я ползком добралась до леса, обморозилась, там меня и подобрали партизаны", - рассказывает ветеран.
Девушку выходили партизаны соединении Королева, располагавшегося в Осиповическом районе Белоруссии, там она и осталась мстить фашистам.
"Была связной. На первом задании было страшно, надо было пойти в деревню, где расположились немцы, и разузнать, где и какая техника стоит, какое вооружение и прочее. Просто так не пройдешь. А в отряде мне говорят: "Немцы любят яйца, вот пойдешь и обменяешь их на соль, спички, сигареты, пока будешь менять, смотри, что где находится". Я закуталась в платок, измазала лицо сажей, взяла корзину, полную яиц, и пошла. Немцы увидели: "О, яйки, яйки". Так и выменяла. После еще не раз ходила, уже не боялась. А когда на меня объявили охоту, узнала, что партизаны начиняли яйца мышьяком и семь немцев отравились. Всюду были расклеены листовки с моим описанием, тому, кто поймает, обещали дом в Берлине. Но никто меня не выдал", - говорит Нина Константиновна.
В одном из заданий девушке пришлось играть роль невесты.
"Привезли нас с "женихом" в церковь, нарядных, на санях. Священник уже был предупрежден о "партизанской свадьбе". На венчание пришли поглазеть немцы. Пока мы с напарником отвлекали их, ребята из нашего отряда успели заминировать машины, бензовозы, цистерны с горючим. Как только мы уехали из церкви, все начало взрываться, полыхать", - вспоминает она.
Третий раз смерть обошла девушку стороной при взрыве местной железнодорожной станции.
"Меня снаряд не задел, а парню, с которым вместе минировали железную дорогу и мост, разорвало живот. Рана была огромная, обработать было нечем. Успела только перевязать, и мой напарник умер", - дрожащим голосом говорит фронтовик.
На ее счету около десятка пущенных под откос вражеских эшелонов и поездов, взорванные мосты и железные дороги. В июне 1944 года партизанский отряд примкнул к войскам регулярной армии, а Нина перебралась в город и стала выхаживать раненых в местном госпитале.
После войны переехала к сестре в Брест, где познакомилась со своим будущим мужем. Он был из военных. Несколько лет супруги скитались по гарнизонам, а в 1957 году переехали в Павлодар. До выхода на пенсию ветеран работала на местной железной дороге. После занималась общественной работой.
Среди боевых наград - орден Отечественной войны II степени, медаль Жукова и "За отвагу".
В 2005 году Ахмедзянова к празднику Победы получила поздравительное письмо в форме военного треугольника от президента Лукашенко. А несколькими годами ранее сама побывала в местах боевых сражений в родной Белоруссии.
По словам родных, до осени 2015 года Нина Константиновна была полна жизни и сил, но после неудачного падения у нее отказали ноги.
"Моя опора - дети и внуки, ради них и живу. Хвори одолевают, но я не привыкла сдаваться, держусь!" - сказала ветеран. В этом году павлодарке исполнилось 92 года.
Провожая нас взглядом до двери, партизанка прочла строки из любимого стихотворения:
…Хоть нас томила жуткая усталость, пытал нас голод, хищный враг искал,
Но мы в лес густой забрались, который нам роднее дома стал.
Мы смерть несли предателям, фашистам, где мы прошли и след быльем порос,
Горели мосты, и мчались эшелоны под грохот взрывов, прямо под откос.