ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
08 ноября 2024 | 12:50

“Лазейка для госорганов“. Депутат раскрыл причины дефицита бюджета Казахстана

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Депутат Мажилиса, председатель Комитета по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов раскрыл причины дефицита бюджета Казахстана. Этой теме он посвятил публикацию в своем Telegram-канале, передает Tengrinews.kz.


Иконка комментария блок соц сети

Депутат Мажилиса, председатель Комитета по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов раскрыл причины дефицита бюджета Казахстана. Этой теме он посвятил публикацию в своем Telegram-канале, передает Tengrinews.kz.

По мнению Аймагамбетова, причиной бюджетного дефицита в определенной степени является существующее бюджетное законодательство.

"Огромные бюджетные полномочия правительства и Минфина, а также большая автономия администраторов бюджетных программ, не подкрепленные подотчетностью, четкими правилами, процедурами и целевыми индикаторами, создали условия для дефицитного, несбалансированного бюджета и низкой эффективности. Сейчас правительство, в отличие от прежних времен, уже не проводит уточнение бюджета в Парламенте. Им это не нужно. Так легче, так меньше вопросов, можно кулуарно решить любые вопросы. Они самостоятельно проводят по 8–10 корректировок бюджета в год на уровне правительства. В итоге тот бюджет, который изначально принимается Парламентом, и его задачи и цели, утвержденные вначале, меняются до неузнаваемости", - написал депутат.

Как отметил мажилисмен, в настоящее время и сами министерства могут в рамках бюджетных программ перераспределять средства. При этом четких правил и регламентов просто нет.

"Теперь в рамках проекта нового Бюджетного кодекса программы будут укрупняться, и министерствам будет предоставлена еще большая самостоятельность. Я считаю, что автономия без подотчетности, без измеримых и понятных задач, сильных специалистов и нормальной системы государственного планирования — это очень опасно. Без изменения внутренних механизмов исполнения и контроля внешнее введение блочности не решит проблему, а только усугубит ее. Если так пойдет и дальше, бюджет можно будет в будущем утверждать в Парламенте одной общей цифрой по каждому министерству, а внутри каждое министерство будет менять распределение, как захочет. Постепенно пропадет сам смысл утверждения бюджета", - предупредил он.

Другим "большим вопросом" Аймагамбетов назвал четкие условия по трансфертам из Нацфонда, как отметил мажилисмен, гарантированный трансферт из Национального фонда, казалось бы, должен сдерживать правительство, но остаются лазейки. В результате Нацфонд, который должен использоваться как фонд будущих поколений, превратился в основной источник покрытия дефицита бюджета и решения проблемы неэффективности.

"У меня большие сомнения, что проект нового Бюджетного кодекса решает системные проблемы. К сожалению, в проекте, внесенном правительством, остались прежние недостатки, и системные проблемы бюджетной системы так и не были устранены. В настоящее время по всем этим и другим направлениям нами предложены поправки, идет бурная дискуссия. Однако многие из правильных норм не поддержаны заключениями правительства", - сообщил парламентарий.

Кроме этого, по словам Аймагамбетова, причина бюджетного дефицита кроется еще в одном блоке проблем, таких как: неконтролируемый долг, наплодившиеся фонды - "вторые бюджеты", неэффективные межбюджетные отношения и слабая бюджетная дисциплина.

"Остается нерешенной проблема государственного долга и его контроля со стороны общества. Нам необходима система, обеспечивающая строгую прозрачность и контроль как внешних, так и внутренних заимствований. Рост долга может привести нас к бюджетному кризису. Пока в проекте кодекса, несмотря на наши поправки, эта проблема системно не решена", - констатировал мажилисмен.

Также, как отметил председатель комитета Мажилиса, квазигосударственные структуры часто привлекают крупные займы без парламентского и общественного контроля.

"Это стало лазейкой для госорганов, позволяющей не согласовывать такие займы с Парламентом. Новый Бюджетный кодекс пока полностью не закрывает эти лазейки и не ограничивает подобные бесконтрольные заимствования. Правительство успокаивает заявлениями о безопасном уровне долга, но это вызывает еще большую тревогу", - заявил Асхат Аймагамбетов.

Вызывает вопросы и работа различных фондов, существующих как "второй бюджет", которые действуют вне общего финансового контроля Парламента и даже Высшей аудиторской палаты. Для восстановления целостности финансового планирования они должны стать частью общей стратегии и быть подотчетны Парламенту. Бюджет должен быть единым, наши поправки в этой части также пока на стадии обсуждения, считает депутат.

"Вопрос с выплатой дивидендов от "Самрук-Казына" в бюджет также остается нерешенным. Дивиденды должны поступать в бюджет и при необходимости направляться на реинвестирование в инфраструктурные проекты компаний "Самрук-Казына". Главное, чтобы все средства проходили через бюджет. Сейчас можно сказать, что сотни миллиардов, если не триллион, проходят мимо бюджета. Часть этих средств выделяется по поручению правительства на строительство соцкультобъектов, другие социальные и иные направления, но это непрозрачно, не связано с общими целями бюджета и проходит вне общественного и бюджетного контроля. Здесь также требуются решительные меры", - резюмировал мажилисмен.

Ранее министр национальной экономики Нурлан Байбазаров ответил на вопрос журналистов о том, как Казахстан намерен покрыть дефицит бюджета.

Читайте также: Экс-премьер Казахстана назвал ключевую проблему правительства

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети