ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
06 декабря 2018 | 19:22

Легендарный Турксиб. Как строилась большая железная дорога в Казахстане

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Торжественное открытие первой очереди Турксиба. Казахская ССР, 10 мая 1929 года. Фото ©РИА Новости Торжественное открытие первой очереди Турксиба. Казахская ССР, 10 мая 1929 года. Фото ©РИА Новости

Уникальный проект первой половины ХХ века, который соединил Азию и Сибирь, стал для Казахстана знаковым событием. Строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиб) объединило казахский народ в конце 20-х и начале 30-х годов. Для многих это стало надеждой на новую, лучшую жизнь.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Уникальный проект первой половины ХХ века, который соединил Азию и Сибирь, стал для Казахстана знаковым событием. Строительство Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиб) объединило казахский народ в конце 20-х и начале 30-х годов. Для многих это стало надеждой на новую, лучшую жизнь.

Фотографии строительства Турксиба сейчас хранятся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи РК (ЦГАКФЗ). Tengrinews.kz показывает, как строилась первая крупнейшая железнодорожная магистраль в Казахстане.

История Турксиба - это, в первую очередь, простые казахстанцы, которые трудились на железной дороге. На стройку съезжались рабочие со всей страны. Тысячи километров ж/д путей пролегали через степи, реки и горы. 

В сентябре 1927 года строители проложили первое звено магистрали с севера - от станции "Семипалатинск", а в ноябре 1927-го - звено с южной стороны - от станции "Луговая". 


Рабочие по укладке рельс на Южном участке строительства Турксиба. Казахская АССР. 1928 год.


Строители Турксиба перевозят грунт вагонетками. Казахстан, 1928 год.


Строители прокладывают железнодорожные пути. Казахстан, 1929 год.

У истоков строительства магистрали стоял Турар Рыскулов. Тогда он возглавлял комитет содействия постройки Туркестано-Сибирской железной дороги при Совнаркоме.


Турар Рыскулов во время объезда. 1929 год. 

Первый поезд Турксиба выехал с плакатом "Даешь Сибирь". 


Первый поезд Турксиба. 1929 год.


Женщины, прибывшие на митинг по случаю смычки северного и южного участков.

В 1928-1929 годах участки Турксиба перевезли 1,6 тысячи тонн груза, 64 тысячи пассажиров дальнего следования и 340 тысяч пассажиров пригородного сообщения. 


Вагончики, в которых жили строители Турксиба. 1930 год.


Юрта-парикмахерская на станции "Мойынкум". 1930 год.

В 1930 году на станции "Айна-Булак" сомкнулись северная и южная части дороги. А в 1931 году Туркестано-Сибирская магистраль была сдана в эксплуатацию.

В 1929 году вышел полнометражный фильм Виктора Турина "Турксиб". По словам заместителя директора ЦГАКФЗ РК Сауле Сатаевой, картина повествует о жизни и быте казахского народа. В фильме появляются фрагменты Алма-Аты, первый апорт и всем знакомые и любимые улочки старого города.

В 1958 году Туркестано-Сибирская магистраль была объединена с Карагандинской железной дорогой в Казахскую железную дорогу. В 1971 году из Казахской дороги была выделена Алма-Атинская железная дорога. Затем все железные дороги независимого Казахстана были объединены в государственное предприятие "Казахстанская железная дорога".

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer