В Казахстане активно обсуждается проект Налогового кодекса. Судя по комментариям предпринимателей на сайте "Открытые НПА", реакцию бизнес-сообщества нельзя назвать нейтральной, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Ranking.kz.
В Казахстане активно обсуждается проект Налогового кодекса. Судя по комментариям предпринимателей на сайте "Открытые НПА", реакцию бизнес-сообщества нельзя назвать нейтральной, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Ranking.kz.
Руководители крупных компаний, сельхозформирований, отраслевых ассоциаций высказываются против нововведений, которые могут ужесточить налоговый режим для бизнеса. В соцсетях и СМИ кодекс уже назвали "антипредпринимательским", а его нормы — репрессивными.
Результаты социологического исследования "Деловой климат", проведенного экспертами нацпалаты "Атамекен" во втором квартале текущего года, показали, какие проблемы больше всего волнуют средний бизнес. На первом месте среди барьеров оказался рост налоговой нагрузки на предпринимателей. Такой ответ дали 36,6 процента опрошенных. 15 процентов респондентов отметили финансовые трудности, задолженность, нехватку оборотных средств. Столько же участников опроса заявили, что испытывают сложности с получением кредитов и недовольны высокими процентными ставками по займам. В числе барьеров для бизнеса было также названо регуляторное давление на предпринимательское сообщество со стороны государственного управления. Об этом сообщили 12,8 процента опрошенных.
В нескольких СМИ представители бизнес-сообщества высказывали мнение о том, что предпринимателям дали слишком мало времени для ознакомления с налоговыми новеллами и не по всем нововведениям обсуждение было действительно двусторонним. По мнению экспертов, экономистов, руководителей предприятий проект Налогового кодекса усложнит жизнь бизнесу, сделает налоговое администрирование еще более строгим, чем раньше.
В таблице ниже представлены основные плюсы и минусы налоговой реформы, которые больше всего волнуют общество. Главный плюс и, собственно, цель изменений — рост поступлений в бюджет и увеличение доли ненефтяного сектора экономики. Из минусов, о которых говорят и предприниматели, и сами составители консультативного документа, можно отметить риски роста теневого оборота и дробления бизнеса. В медиа также часто упоминаются минусы реформирования в рамках специальных налоговых режимов. В их числе - ухудшение условий работы для малого бизнеса с годовым оборотом до 500 миллионов и негативный эффект от ограничений по вычетам при покупке товаров и услуг от предпринимателя на специальном режиме для МСБ.
Налоговые новеллы подвергаются критике в числе прочего за то, как был составлен консультативный документ регуляторной политики к Налоговому кодексу. И первая, и вторая его версии не содержат глубокого аналитического анализа проблем предпринимательского сектора, а в некоторых моментах даже нарушают саму логику "повышения налогов ради роста поступлений в бюджет". Например, в нем говорится, что в Казахстане, в отличие от многих стран, невысокий корпоративный подоходный налог (20 процентов) и как будто республике нужно равняться на другие страны и повышать КПН. Судя по данным биржевого портала Take-profit, в прошлом году Казахстан стоял примерно в середине списка стран по размерам ставки КПН. И в этом рейтинге перед Казахстаном насчитывалось еще 46 стран с меньшим показателем корпоративного подоходного налога. Среди них оказались, к примеру, Швейцария (14,9 процента), Великобритания (19 процентов), Кипр (12,5 процента), ОАЭ (9 процентов), а также Беларусь (18 процентов), Украина (18 процентов), Узбекистан (15 процентов) и Молдова (12 процентов).
Вместе с тем в документе приводятся факты: даже при КПН в 20 процентов в Казахстане эффективная ставка корпоративного налога варьируется в пределах 2,9-3,8 процента. Собираемость этого налога в целом остается на уровне эффективной ставки. Об этом аналитики ОЭСР говорили еще в 2020 году, когда делали обзор налоговой политики Казахстана. В своем отчете по республике они отмечали, что даже собираемость КПН в Казахстане в сравнении с другими странами находится на крайне низком уровне. Причиной тому являются щедрые налоговые льготы для отдельных видов деятельности или в зависимости от специальной экономической зоны. Таким образом, если сама структура собираемости останется прежней, рост ставок для МСБ и предприятий отдельных видов экономики не гарантирует более высокую собираемость налогов. Ключевая проблема, влияющая на такую низкую собираемость, остается нерешенной.
Очень показательно эту ситуацию обрисовал заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Казахстана Олжас Тулеуов. Он привел данные о более низкой, нежели в других странах, продуктивности налогов в Казахстане. Например, продуктивность НДС в Казахстане при ставке 12 процентов составляет всего 0,3, а в Грузии при ставке 18 процентов — 0,54. Чем ближе показатель к 1, тем выше собираемость налогов. Для корпоративного подоходного налога продуктивность в нашей стране составляет всего 0,14, в то время как при такой же 20-процентной ставке в России она достигает 0,19, а в Азербайджане — 0,18. По мнению экономиста, это указывает на неэффективность действующего налогового администрирования.
Интересен в свете обсуждения налоговой реформы мировой опыт. Об этом в своей научной статье писала кандидат экономических наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы Мария Казакова. В аналитическом документе приводится пример влияния налоговой нагрузки на экономический рост на примере нескольких разнонаправленных налоговых реформ США. Экономист делает вывод, что "снижение налоговой ставки приводит к экономическому росту, только если после окончания срока проведения реформы не происходит возвращения к высоким дореформенным налоговым ставкам". Это как раз тот сценарий, по которому сейчас идет Казахстан.
Напомним, что сегодня, выступая с Посланием народу Казахстана, Президент Касым-Жомарт Токаев поручил перенести принятие нового Налогового кодекса.