Дефицит бюджета и шоковые колебания курса доллара регулярно проверяют на прочность систему государственных финансов. Отдельного внимания заслуживает работа налоговых и таможенных служб, которые должны защищать экономические интересы страны и обеспечивать поступление средств в казну, несмотря на любые сложности. Сегодня мы рассмотрим, как цифровизация помогает государству справляться с этими вызовами, а также какие преимущества новые технологии предлагают гражданам и бизнесу. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ануар Сулейменов.
Дефицит бюджета и шоковые колебания курса доллара регулярно проверяют на прочность систему государственных финансов. Отдельного внимания заслуживает работа налоговых и таможенных служб, которые должны защищать экономические интересы страны и обеспечивать поступление средств в казну, несмотря на любые сложности. Сегодня мы рассмотрим, как цифровизация помогает государству справляться с этими вызовами, а также какие преимущества новые технологии предлагают гражданам и бизнесу. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ануар Сулейменов.
Это второй выпуск из цикла интервью с представителями Комитета государственных доходов МФ РК. Смотрите его на Tengri TV, а ниже можно ознакомиться с сокращенной версией беседы.
- Ануар Айдарович, когда мы готовились к этому интервью, мы мониторили СМИ и прочли много критики в адрес информационных систем КГД. В связи с этим хочется спросить: что сейчас изменилось? И как это повлияет на жизнь казахстанцев?
- Основной целью Комитета государственных доходов является создание комфортных и благоприятных условий для бизнеса, чтобы он мог без особых усилий и проблем элементарно платить налоги, в том числе подавать налоговые декларации и расчеты, а также получать различные госуслуги. Конечно, определенная критика есть. Но здесь я хочу отметить, что мы - один из первых государственных органов, который начал оцифровывать всю свою деятельность. Я думаю, что мы определенных результатов на сегодня добились. Если вы вспомните, ранее предпринимателям приходилось толпиться в наших центрах, чтобы подать налоговую декларацию, подать заявления или получить различные справки. На сегодняшний день мы этого уже не видим. К примеру, с начала текущего года мы приняли более 19 миллионов налоговых деклараций, оказали порядка 20 миллионов услуг. Самое важное, что мы добились такого результата, как оказание услуг в электронном виде в размере 99,2 процента от общего количества оказанных услуг. Конечно, еще предстоит много работы, но определенные подвижки есть.
Необходимо отметить также и то, что органы госдоходов должны обеспечить полноту уплаты налогов. В этой связи мы постоянно наполняем нашу базу данных. На сегодняшний день реализовано порядка 140 интеграций и сервисов. Это дает возможность собрать большую базу данных. Она одна из самых крупных в Казахстане. Ее объем оценивается примерно в районе 1 петабайта в текстовом формате. Если распечатать весь этот объем на обычных листах бумаги, то потребуется порядка 1 миллиарда пачек бумаги. Конечно, наш инспектор прочитать и проанализировать все это не сможет, не хватит времени. Поэтому мы в этом плане усиливаем наши информационные системы.
- Глава государства в начале года высказал замечание, что на балансе КГД находится 14 информационных систем, актуальность и эффективность использования которых вызывают вопросы. Президент поручил провести IT-аудит всей информационной архитектуры КГД. Что вы уже можете сказать о результатах?
- Действительно, в органах госдоходов на сегодняшний день функционируют 14 информационных систем. В них работают как наши сотрудники, так и бизнес. В текущем году в рамках поручения Главы государства был проведен IT-аудит с привлечением независимых экспертов. Дан ряд технических предложений и, самое главное, сформирована целевая модель информационных систем. В основе ее лежит преобразование всех старых информационных систем в пять систем, которые будут работать в комитете госдоходов. Если перечислить, то это ИСНА, СУР, ЭСФ, СДФ, а также таможенная система "Кеден". В последующем, по мере тиражирования и внедрения всего функционала новых систем, старые информационные системы будут утилизированы.
Ануар Сулейменов. Кадр из видео
- Количество информационных систем снижено с 14 до 5. Что это означает для простых граждан, для бизнеса?
- В первую очередь, это быстрота обработки запросов и оказания различных услуг. Например, мы предоставим налогоплательщикам доступ к их информации, где они смогут видеть все необходимые данные о себе. Помимо этого, при сдаче налоговых деклараций, при их заполнении у некоторых предпринимателей могут возникнуть вопросы. В этой связи мы решили помочь и создали способ подачи декларации по формату step-by-step. Это позволяет налогоплательщику идти от раздела к разделу, где при заполнении декларации всплывают подсказки, где более подробно описывается информация, необходимая к заполнению. Кроме того, сейчас мы реализуем форматно-логический контроль. Это позволит налогоплательщикам меньше ошибаться при заполнении налоговых деклараций. Предположим, он хочет заявить доход в 1 миллион тенге, а случайно набрал 100 000 тенге. Мы по электронным счетам-фактурам, по выбитым чекам понимаем, что сумма дохода этого предпринимателя выше. Будут всплывать подсказки, которые будут рекомендовать ему еще раз пересмотреть, перепроверить свой бухгалтерский учет.
- Всегда было интересно, кто принимает решение о проведении проверки конкретного бизнеса. Это какой-то инспектор или система?
- Актуальный вопрос, его часто задают. Если посмотреть, что было 10-15 лет назад, то отбор налогоплательщиков на проведение налоговых проверок осуществлялся вручную нашими территориальными подразделениями. Важно отметить, что Система управления рисками осуществляет отбор и категорирование налогоплательщиков без прямого участия наших инспекторов. Это позволяет подходить к вопросам контроля более объективно.
- То есть, по сути, это машина принимает решение?
- Да. На основе этого весь процесс отбора и выявления стал прозрачным. Сама прозрачность таких процессов и предусматривает сокращение, снижение и, в принципе, отсутствие коррупционных рисков в данном вопросе.
- Система электронных счетов-фактур работает уже чуть ли не 10 лет. Как она себя зарекомендовала?
- Система электронных счетов-фактур начала работать с 2018 года. Это был прорыв в налоговом администрировании. Первые два года сумма поступлений в связи с внедрением этой информационной системы ежегодно росла в полтора раза. Это хороший инструмент для борьбы с теневой экономикой. Но важно подчеркнуть, что электронные счета-фактуры – это не единственный документ, который можно сформировать в данной информационной системе. Также в информационной системе предложен ряд других документов: тот же акт выполненных работ, сопроводительная накладная на товары либо заключение договора в электронном виде. Все эти возможности предоставляются на бесплатной основе. Налогоплательщики могут взаимодействовать друг с другом, заключать электронный договор гражданско-правового характера и не хранить его на бумажном носителе. Все эти данные будут храниться у нас, и налогоплательщик всегда будет иметь к ним доступ.
- Я правильно понимаю, что это облегчает работу бухгалтерам? И сами бизнесмены, если разбираются, могут делать это самостоятельно?
- Да, считаю, что на сегодняшний день бизнес привык к этому инструменту. Уже не приходится все это распечатывать на бумаге, возить друг другу. Достаточно выписать счет-фактуру в электронном виде, и покупатель увидит ее мгновенно. На сегодняшний день выписано уже более 1 миллиарда 400 миллионов электронных счетов-фактур. В день их поступает порядка 800-900 тысяч. В целом по части борьбы с теневой экономикой мы используем электронные счета-фактуры в различных направлениях. Например, мы внедрили такой инструмент, как биометрическая идентификация. Попросту говоря, это Face ID. На сегодняшний день она позволила бороться с фирмами-однодневками. Это дает возможность налогоплательщикам, покупателям до заключения сделок понимать, что какой-либо из поставщиков имеет определенные риски. Как это работает? Первично, когда налогоплательщик регистрируется на портале электронных счетов-фактур, он проходит такую биометрическую идентификацию. Наша система управления рисками определяет категории налогоплательщиков, которые имеют такие риски. В автоматическом режиме назначается контроль через Face ID. На сегодняшний день порядка 2000 налогоплательщиков, как только увидели оповещение о том, что им предстоит пройти биометрическую идентификацию, перестали выписывать электронные счета-фактуры. Порядка 40 миллиардов невыписанных счетов-фактур так и остались, так как руководители некоторых организаций не смогли пройти биометрическую идентификацию. Мы такую категорию относим к фирмам-однодневкам. Таким образом, мы отчасти помогаем бизнесу, ограждая от недобросовестных контрагентов.
- Вы ранее говорили, что Интегрированная система налогового администрирования заменит семь действующих информационных систем. Когда планируется запуск этой информационной системы? Какие услуги будут предоставляться гражданам через новый кабинет налогоплательщика?
- Совершенно верно. ИСНА объединит все налоговые процессы и станет своего рода единой точкой взаимодействия между налогоплательщиками и органами госдоходов. Она будет охватывать весь жизненный цикл предпринимателя и даст возможность взаимодействовать от момента регистрации до прекращения деятельности. В ходе разработки ИСНА мы пересматривали все бизнес-процессы. Многие вещи мы сократили, ушли от бумажного ведения учета в некоторых моментах, что позволило нам автоматизировать многие процессы. Сейчас идет активное внедрение и тиражирование информационной системы ИСНА. В самое ближайшее время мы полноценно запустим эту информационную систему. Ряд модулей уже запущен, и в них уже работают налогоплательщики. До конца 2025 года мы полностью ее растиражируем.