ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
19 декабря 2024 | 07:02

Меньше бумаг, больше прозрачности. Что ждет систему органов госдоходов Казахстана?

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Кадр из видео Кадр из видео

Дефицит бюджета и шоковые колебания курса доллара регулярно проверяют на прочность систему государственных финансов. Отдельного внимания заслуживает работа налоговых и таможенных служб, которые должны защищать экономические интересы страны и обеспечивать поступление средств в казну, несмотря на любые сложности. Сегодня мы рассмотрим, как цифровизация помогает государству справляться с этими вызовами, а также какие преимущества новые технологии предлагают гражданам и бизнесу. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ануар Сулейменов.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Дефицит бюджета и шоковые колебания курса доллара регулярно проверяют на прочность систему государственных финансов. Отдельного внимания заслуживает работа налоговых и таможенных служб, которые должны защищать экономические интересы страны и обеспечивать поступление средств в казну, несмотря на любые сложности. Сегодня мы рассмотрим, как цифровизация помогает государству справляться с этими вызовами, а также какие преимущества новые технологии предлагают гражданам и бизнесу. Об этом рассказал заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ануар Сулейменов.

Это второй выпуск из цикла интервью с представителями Комитета государственных доходов МФ РК. Смотрите его на Tengri TV, а ниже можно ознакомиться с сокращенной версией беседы.

- Ануар Айдарович, когда мы готовились к этому интервью, мы мониторили СМИ и прочли много критики в адрес информационных систем КГД. В связи с этим хочется спросить: что сейчас изменилось? И как это повлияет на жизнь казахстанцев?

- Основной целью Комитета государственных доходов является создание комфортных и благоприятных условий для бизнеса, чтобы он мог без особых усилий и проблем элементарно платить налоги, в том числе подавать налоговые декларации и расчеты, а также получать различные госуслуги. Конечно, определенная критика есть. Но здесь я хочу отметить, что мы - один из первых государственных органов, который начал оцифровывать всю свою деятельность. Я думаю, что мы определенных результатов на сегодня добились. Если вы вспомните, ранее предпринимателям приходилось толпиться в наших центрах, чтобы подать налоговую декларацию, подать заявления или получить различные справки. На сегодняшний день мы этого уже не видим. К примеру, с начала текущего года мы приняли более 19 миллионов налоговых деклараций, оказали порядка 20 миллионов услуг. Самое важное, что мы добились такого результата, как оказание услуг в электронном виде в размере 99,2 процента от общего количества оказанных услуг. Конечно, еще предстоит много работы, но определенные подвижки есть.

Необходимо отметить также и то, что органы госдоходов должны обеспечить полноту уплаты налогов. В этой связи мы постоянно наполняем нашу базу данных. На сегодняшний день реализовано порядка 140 интеграций и сервисов. Это дает возможность собрать большую базу данных. Она одна из самых крупных в Казахстане. Ее объем оценивается примерно в районе 1 петабайта в текстовом формате. Если распечатать весь этот объем на обычных листах бумаги, то потребуется порядка 1 миллиарда пачек бумаги. Конечно, наш инспектор прочитать и проанализировать все это не сможет, не хватит времени. Поэтому мы в этом плане усиливаем наши информационные системы.

- Глава государства в начале года высказал замечание, что на балансе КГД находится 14 информационных систем, актуальность и эффективность использования которых вызывают вопросы. Президент поручил провести IT-аудит всей информационной архитектуры КГД. Что вы уже можете сказать о результатах?

- Действительно, в органах госдоходов на сегодняшний день функционируют 14 информационных систем. В них работают как наши сотрудники, так и бизнес. В текущем году в рамках поручения Главы государства был проведен IT-аудит с привлечением независимых экспертов. Дан ряд технических предложений и, самое главное, сформирована целевая модель информационных систем. В основе ее лежит преобразование всех старых информационных систем в пять систем, которые будут работать в комитете госдоходов. Если перечислить, то это ИСНА, СУР, ЭСФ, СДФ, а также таможенная система "Кеден". В последующем, по мере тиражирования и внедрения всего функционала новых систем, старые информационные системы будут утилизированы.

Ануар Сулейменов. Кадр из видео

- Количество информационных систем снижено с 14 до 5. Что это означает для простых граждан, для бизнеса?

- В первую очередь, это быстрота обработки запросов и оказания различных услуг. Например, мы предоставим налогоплательщикам доступ к их информации, где они смогут видеть все необходимые данные о себе. Помимо этого, при сдаче налоговых деклараций, при их заполнении у некоторых предпринимателей могут возникнуть вопросы. В этой связи мы решили помочь и создали способ подачи декларации по формату step-by-step. Это позволяет налогоплательщику идти от раздела к разделу, где при заполнении декларации всплывают подсказки, где более подробно описывается информация, необходимая к заполнению. Кроме того, сейчас мы реализуем форматно-логический контроль. Это позволит налогоплательщикам меньше ошибаться при заполнении налоговых деклараций. Предположим, он хочет заявить доход в 1 миллион тенге, а случайно набрал 100 000 тенге. Мы по электронным счетам-фактурам, по выбитым чекам понимаем, что сумма дохода этого предпринимателя выше. Будут всплывать подсказки, которые будут рекомендовать ему еще раз пересмотреть, перепроверить свой бухгалтерский учет.

- Всегда было интересно, кто принимает решение о проведении проверки конкретного бизнеса. Это какой-то инспектор или система?

- Актуальный вопрос, его часто задают. Если посмотреть, что было 10-15 лет назад, то отбор налогоплательщиков на проведение налоговых проверок осуществлялся вручную нашими территориальными подразделениями. Важно отметить, что Система управления рисками осуществляет отбор и категорирование налогоплательщиков без прямого участия наших инспекторов. Это позволяет подходить к вопросам контроля более объективно.

- То есть, по сути, это машина принимает решение?

- Да. На основе этого весь процесс отбора и выявления стал прозрачным. Сама прозрачность таких процессов и предусматривает сокращение, снижение и, в принципе, отсутствие коррупционных рисков в данном вопросе.

- Система электронных счетов-фактур работает уже чуть ли не 10 лет. Как она себя зарекомендовала?

- Система электронных счетов-фактур начала работать с 2018 года. Это был прорыв в налоговом администрировании. Первые два года сумма поступлений в связи с внедрением этой информационной системы ежегодно росла в полтора раза. Это хороший инструмент для борьбы с теневой экономикой. Но важно подчеркнуть, что электронные счета-фактуры – это не единственный документ, который можно сформировать в данной информационной системе. Также в информационной системе предложен ряд других документов: тот же акт выполненных работ, сопроводительная накладная на товары либо заключение договора в электронном виде. Все эти возможности предоставляются на бесплатной основе. Налогоплательщики могут взаимодействовать друг с другом, заключать электронный договор гражданско-правового характера и не хранить его на бумажном носителе. Все эти данные будут храниться у нас, и налогоплательщик всегда будет иметь к ним доступ.

- Я правильно понимаю, что это облегчает работу бухгалтерам? И сами бизнесмены, если разбираются, могут делать это самостоятельно?

- Да, считаю, что на сегодняшний день бизнес привык к этому инструменту. Уже не приходится все это распечатывать на бумаге, возить друг другу. Достаточно выписать счет-фактуру в электронном виде, и покупатель увидит ее мгновенно. На сегодняшний день выписано уже более 1 миллиарда 400 миллионов электронных счетов-фактур. В день их поступает порядка 800-900 тысяч. В целом по части борьбы с теневой экономикой мы используем электронные счета-фактуры в различных направлениях. Например, мы внедрили такой инструмент, как биометрическая идентификация. Попросту говоря, это Face ID. На сегодняшний день она позволила бороться с фирмами-однодневками. Это дает возможность налогоплательщикам, покупателям до заключения сделок понимать, что какой-либо из поставщиков имеет определенные риски. Как это работает? Первично, когда налогоплательщик регистрируется на портале электронных счетов-фактур, он проходит такую биометрическую идентификацию. Наша система управления рисками определяет категории налогоплательщиков, которые имеют такие риски. В автоматическом режиме назначается контроль через Face ID. На сегодняшний день порядка 2000 налогоплательщиков, как только увидели оповещение о том, что им предстоит пройти биометрическую идентификацию, перестали выписывать электронные счета-фактуры. Порядка 40 миллиардов невыписанных счетов-фактур так и остались, так как руководители некоторых организаций не смогли пройти биометрическую идентификацию. Мы такую категорию относим к фирмам-однодневкам. Таким образом, мы отчасти помогаем бизнесу, ограждая от недобросовестных контрагентов.

- Вы ранее говорили, что Интегрированная система налогового администрирования заменит семь действующих информационных систем. Когда планируется запуск этой информационной системы? Какие услуги будут предоставляться гражданам через новый кабинет налогоплательщика?

- Совершенно верно. ИСНА объединит все налоговые процессы и станет своего рода единой точкой взаимодействия между налогоплательщиками и органами госдоходов. Она будет охватывать весь жизненный цикл предпринимателя и даст возможность взаимодействовать от момента регистрации до прекращения деятельности. В ходе разработки ИСНА мы пересматривали все бизнес-процессы. Многие вещи мы сократили, ушли от бумажного ведения учета в некоторых моментах, что позволило нам автоматизировать многие процессы. Сейчас идет активное внедрение и тиражирование информационной системы ИСНА. В самое ближайшее время мы полноценно запустим эту информационную систему. Ряд модулей уже запущен, и в них уже работают налогоплательщики. До конца 2025 года мы полностью ее растиражируем.

Материал подготовлен при поддержке Комитета государственных доходов МФ РК
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 522.58  course up  549.54  course up  5.08  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer