Казахстанцы пока не готовы отказаться от личного автомобиля в пользу решения вопроса с заторами, считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков, передает корреспондент Tengrinews.kz. Отметим, что в Алматы с лекцией приехал эксперт института транспортной политики и развития США Майкл Кодрански. По его мнению, в современных городах нужно развивать систему car sharing.
Казахстанцы пока не готовы отказаться от личного автомобиля в пользу решения вопроса с заторами, считает председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков, передает корреспондент Tengrinews.kz. Отметим, что в Алматы с лекцией приехал эксперт института транспортной политики и развития США Майкл Кодрански. По его мнению, в современных городах нужно развивать систему car sharing.
Система car sharing представляет собой краткосрочную аренду автомобиля с поминутной или почасовой оплатой, обычно используемый для коротких внутригородских поездок. Как считает Эдоков, понадобится приблизительно 5-10 лет, чтобы казахстанцы "перегорели" персональными автомобилями. Поэтому система car sharing, говорит он, будет приживаться в стране очень долго. Если Европа прошла через хаотичное использование автомобилей десятки лет назад, то казахстанцы сели на свой персональный транспорт 10-15 лет назад, говорит он.
"И для нас ментально сложно отказаться от своего "дома на колесах", делиться с кем-то по системе car sharing. И это будет не так быстро, как хотелось бы. И как мы видим, наш город заполняется автомобилями, и с каждым днем меньше мест, где можно пройти пешком, проехаться и припарковать свою машину, - отмечает Эдоков. - Мы должны психологически перерасти это, как Европа переросла и поняла. В Алматы мы дышим продуктами горения от наших машин, и за последние 10 лет уровень выбросов увеличился в разы. Мы должны правильно перенять опыт европейских консультантов и идти к этому, к тому же car sharing. Мы должны создавать город для людей. Я думаю, что нам понадобится 5-10 лет".
Эдоков считает, что все финансы касательно строительства велодорожек и платных парковок должны быть прозрачны и опубликованы на сайте госорганов. "Мы не знаем, куда уходят деньги с парковок, как они распределяются. В развитых странах деньги, вырученные с платных парковок, идут на развитие велодорожек, улучшение города и транспортной сети. Если в Алматы будет так, мы все готовы платить. Нужно максимально быть открытым", - добавил спикер.
Отметим, приехавший в Алматы эксперт института транспортной политики и развития США Майкл Кодрански заявил, что на сегодняшний день строительство высокоскоростных дорог в городах уже не актуально и усугубляет проблему с заторами.
"В долгосрочной перспективе в действительности строительство высокоскоростных дорог себя не оправдывает. Многие города в этом убедились, а также в том, что скоростные дороги приводят к заторам, загрязнению воздуха, и не отвечают тем целям, которые изначально город ставил, - поясняет он. - Люди, стоя в пробках, тратят свое время, нервы, и меньше проводят время с семьей, не добираются от точки А до точки Б в запланированное время. Поэтому это дает прямо противоположный эффект".
Он считает, что сейчас города должны инвестировать не в строительство скоростных дорог, а в системы общественного транспорта. Однако этого недостаточно, по его мнению, нужно инвестировать в землепользование. При этом, возможно, придется изменить некоторую нормативную базу.
"Нужно улучшать землепользование для того, чтобы все окружение города способствовало удобному передвижению горожан, чтобы житель города хотел прогуляться до остановки и от остановки до пункта назначения, воспользовавшись общественным транспортом, - продолжает эксперт. - Системы car sharing и bike sharing, известные во всем мире, - мобильные и гибкие, их очень быстро можно организовать. От момента начала проектирования до осуществления может уйти год, максимум 1,5 года. Если говорить о массовом внедрении системы car sharing, могу привести в пример Колумбию, где в городе Богота за три года с нуля организовали систему общественного транспорта мирового уровня".
Отметим, подобная система с велосипедами уже развернута в Астане. В целом, сar sharing предполагает возможность вернуть автомобиль в любом из пунктов обслуживания. Система позволяет сэкономить до 70 процентов совокупной стоимости транспорта для своих участников, так как они оплачивают только время, в которое реально используют автомобиль.