Министр труда и социальной защиты населения Казахстана Тамара Дуйсенова ответила общественному деятелю из Караганды Алие Садырбаевой, которая ранее на своей странице в Facebook вызвала министра на теледебаты в прямом эфире.
Министр труда и социальной защиты населения Казахстана Тамара Дуйсенова ответила общественному деятелю из Караганды Алие Садырбаевой, которая ранее на своей странице в Facebook вызвала министра на теледебаты в прямом эфире.
Поводом стала новость о том, что в 2018 году по всей стране начнут действовать комиссии, которые каждые три месяца будут проверять материальное положение многодетных семей, претендующих на получение от государства социальных пособий.
"Я так понимаю, это что-то типа отрядов по раскулачиванию зажиточных элементов времен эпохи военного коммунизма 20-х годов прошлого века. Только в данном случае в роли "зажиточных" государство видит многодетные семьи. До какой же еще степени унижения должен дойти народ, чтобы получить хоть какую-то помощь от государства?" - возмутилась общественница.
Спустя неделю на официальной странице Министерства труда и социальной защиты населения в Facebook появился ответ министра.
Тамара Дуйсенова предложила карагандинке вместо теледебатов присоединиться к ее рабочим поездкам по регионам и встречам с населением. "В ходе встреч мы сможем ощутить социальный климат, отношение рядовых граждан к ожидаемым переменам и найти решения продиктованных временем вопросов. Полагаю, что такие встречи были бы для нас более полезными, чем теледебаты", - написала министр.
Кроме того, глава ведомства подробно расписала пояснения по вопросам адресной социальной поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:
"Единое пособие - адресная социальная помощь (далее АСП) нового формата, будет введено с 1 января 2018 года по поручению Главы государства. В этой связи возникает ряд вопросов. Вопрос первый: чем она отличается от ныне действующей адресной социальной помощи? АСП нового формата явится Единым пособием, которое объединяет в себе три существующие социальные выплаты для малообеспеченных семей:
а) адресную социальную помощь, предоставляемую на каждого члена семьи, при условии, когда среднедушевой доход семьи составляет менее 40 процентов от величины прожиточного минимума;
б) детские пособия, назначаемые на детей до 18 лет в размере 1,05 МРП или 2 383 тенге в текущем году, если среднедушевой доход семьи ниже 60 процентов от величины прожиточного минимума;
в) специальное государственное пособие, предоставляемое независимо от дохода семьям, имеющим четырех и более несовершеннолетних детей. (Для семей, которым спецгоспособие назначено до 1 января 2018 года, его выплата будет сохранена до утраты получателями права на данные выплаты, т. е. до достижения детьми совершеннолетия).
Таким образом, АСП в новом формате будет выплачиваться взамен трех указанных выплат и ее размер будет больше совокупной суммы трех указанных выплат.
Следующие вопросы:
- изменятся ли условия назначения АСП?
- все ли малообеспеченные семьи будут охвачены адресной социальной помощью?
Да, условия изменятся.
Во-первых, с 40 до 50 процентов от прожиточного минимума будет повышена черта бедности (с 9 784 тенге в текущем году до 14 142 тенге - в 2018 году). Повышение планки бедности с учетом предстоящего увеличения величины прожиточного минимума (с 24 459 до 28 284 тенге) означает рост размеров социальной поддержки. Во-вторых, предусматривается два вида АСП в новом формате: безусловная и обусловленная денежная помощь.
Безусловная денежная помощь будет предоставляться тем семьям, в составе которых нет трудоспособных членов (например, семьи инвалидов или пожилых пенсионеров), или семьям, трудоспособные члены которых по объективным причинам не могут быть вовлечены в активные программы занятости (например, одинокая мать с детьми дошкольного возраста).
Обусловленная денежная помощь будет предоставляться семьям, имеющим в своем составе как минимум одного трудоспособного члена, при условии заключения социального контракта и обязательного участия всех трудоспособных членов семьи в мерах содействия занятости.
Обусловленная адресная помощь по своей сути является комплексной и включает в себя три вида поддержки:
1) выплату адресной социальной помощи (пособие в денежной форме) - на ежемесячной основе, как и сейчас, или в виде единовременной выплаты на шесть месяцев по заявлению самого получателя на развитие личного подсобного хозяйства или на организацию собственного дела;
2) содействие в трудоустройстве путем направления:
а) на вакантные рабочие места, представленные работодателями;
б) на обучение, с возмещением расходов на обучение, проживание, проезд, одноразовое горячее питание (в случае обучения в ТиПО) и выплату стипендий за счет государства;
в) на молодежную практику, социальные рабочие места и общественные работы с субсидированием заработной платы за счет государства, а также
г) предоставление микрокредита на открытие собственного дела или расширение бизнеса;
3) предоставление в случае нуждаемости пакета социальных услуг, включающего в себя меры реабилитации инвалидов, специальные социальные услуги, медицинские услуги, помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг и т. д.
В третьих, будет упрощен и оптимизирован процесс обращения и назначения нового вида выплат. В новых условиях вместо предоставления трех пакетов документов для назначения ныне действующих вышеуказанных социальных пособий семье нужно будет собрать один пакет документов и единожды обратиться в одну организацию - Центр занятости населения (на селе - к акиму сельского округа). На основании представленных заявления и справки о доходах, с учетом имеющихся сведений о доходах и статусе семей в единой базе данных социальной сферы, будет приниматься решение о назначении АСП.
С учетом обозначенного Вами в открытом обращении ко мне понимания роли обследования материального положения семей, претендующих на получение АСП, хочу отдельно остановиться на роли участковых комиссий в этом процессе.
Оценка нуждаемости при оказании социальной помощи является общепризнанной в мире практикой. Так называемое "means tested benefits" (пособие на основе проверки нуждаемости) сегодня широко применяется во всех странах ОЭСР. При этом наряду с проверкой информации в соответствующих государственных базах данных используется метод оценки жизненной ситуации семьи непосредственно по месту ее жительства. Данную функцию обычно выполняет междисциплинарная команда экспертов.
Введенный с 2002 года в Казахстане аналогичный институт - участковые комиссии - создаются решениями акимов соответствующих административно-территориальных единиц, и в их состав, как правило, входят сотрудники акимата, органов социальной защиты населения, образования, медицинских организаций, а также представители общественных объединений.
Одной из функций участковых комиссий является уточнение/обследование материально-бытового положения семей, обращающихся за назначением АСП. Оно проводится в случаях, когда возникают сомнения в достоверности представленных сведений или требуется оказать помощь лицам (семьям), которые по тем или иным причинам не обратились с заявлением о помощи, находясь в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, изменения условий назначения АСП нового формата и ее особенности не ухудшают и не сужают возможностей получения материальной поддержки, напротив, обеспечивают полный охват нуждающихся, рост размеров пособия и активизацию трудового потенциала для самостоятельного выхода из круга бедности за счет трудовых доходов.
Четвертый вопрос. Каким будет размер АСП нового формата? Рост размеров пособия, как уже отмечалось, связан с повышением черты бедности и предстоящим увеличением прожиточного минимума. Рассмотрим на примере. Так, допустим, что малообеспеченная семья, состоит из пяти человек. В ее составе один работающий с доходом 24 459 тенге, еще один - не работает и занят уходом за ребенком до трех лет, трое остальных - несовершеннолетние дети. На сегодняшний день размер АСП составляет на семью 17 313 тенге, государственное детское пособие 7 148 тенге. На следующий год при сохранении текущего уровня дохода семьи размер АСП нового формата составит до 30 тысяч тенге, или увеличится на 20 процентов по сравнению с 2017 годом.
Пятый вопрос. Имеют ли новые подходы практическое обоснование?
Новые подходы к оказанию АСП мы отрабатываем с 2014 года в рамках пилотного проекта "Өрлеу". Только за девять месяцев текущего года участниками проекта стали около 160 тысяч граждан. Из них 32,5 тысячи человек, или 91,7 процента от числа трудоспособных участников, были охвачены активными мерами содействия занятости. В связи с этим их доходы выросли в среднем более чем в два раза по сравнению с теми, которые они имели до этого, получая действующие социальные пособия и выплаты. Более того, есть уже отдельные примеры (хотя их еще не так много), когда семьи, пару лет назад получив по проекту "Өрлеу" помощь в открытии собственного дела, расширяют сегодня свой бизнес и обращаются к нам снова, но уже за помощью в подборе работников на создаваемые ими новые рабочие места.
Это практическое свидетельство правильности и эффективности принимаемых мер".