“Молюсь каждый раз, когда летаю”: воспоминания выжившей в авиакатастрофе Bek Air

Ақбота Сіләм
Ақбота Сіләм Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

“Молюсь каждый раз, когда летаю”: воспоминания выжившей в авиакатастрофе Bek Air Фото ©️ Tengrinews.kz / Алихан Сариев

27 декабря 2019 года Казахстан потрясла авиакатастрофа с участием самолёта Bek Air. Лайнер вылетел из Алматы в Астану, но почти сразу потерял высоту и врезался в двухэтажное здание. На борту находились 98 человек: 93 пассажира и пятеро членов экипажа. Погибли 13 человек, 66 получили ранения. Среди тех, кто выжил в этой трагедии, – Марал Ерман, которая поделилась своими воспоминаниями о произошедшем с корреспондентом Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ

27 декабря 2019 года Казахстан потрясла авиакатастрофа с участием самолёта Bek Air. Лайнер вылетел из Алматы в Астану, но почти сразу потерял высоту и врезался в двухэтажное здание. На борту находились 98 человек: 93 пассажира и пятеро членов экипажа. Погибли 13 человек, 66 получили ранения. Среди тех, кто выжил в этой трагедии, – Марал Ерман, которая поделилась своими воспоминаниями о произошедшем с корреспондентом Tengrinews.kz.

Самолёт разломился надвое

Алматинка вспоминает, что летела в командировку по работе и оказалась именно на этом рейсе. По её словам, полёт начинался штатно, но почти сразу после взлёта пассажиры заметили, что с самолётом происходит что-то неладное.

"Посадка прошла в штатном режиме. Задержек не было. Но когда мы сели в салон помню, что было очень холодно. Мы сидели в зимних куртках, а ноги сильно замёрзли. Потом, когда начался взлёт, самолёт стал качаться в разные стороны. Почти сразу после этого случилось столкновение и самолёт разломился надвое", – вспоминает Марал.

Фото: Instagram @merl_almaty

Хвостовая секция и аварийный выход: как удалось выжить

Она вспоминает, что вместе с другими пассажирами оказалась в хвостовой части самолета, отрезанной от остального корпуса обломками.

"Самолёт был очень старый. Мы оказались как будто в отдельной секции. Проход вперед перекрыла стена из обломков, но аварийный выход остался свободным. Пассажир, сидевший рядом с аварийным выходом, открыл дверь, и мы выбрались на крыло. Никто из нас тогда даже не получил царапин", – говорит Марал.

По её словам, именно расположение рядом с аварийным выходом спасло ей жизнь. Женщина занимала место 17Е.

Коллаж Tengrinews.kz / Фото: Instagram @merl_almatyКоллаж Tengrinews.kz / Фото: Instagram @merl_almaty

"Я ждала спасателей с ребёнком на руках, но даже не знала, чей он"

Марал Ерман вспоминает, что в момент столкновения пассажиры молились, опустив головы, пока по салону летали сумки и ручная кладь. После эвакуации люди помогали друг другу, ожидая спасателей.


"Мы все сидели с опущенными головами, держались за кресла и молились. Было очень страшно, я до конца не понимала, что происходит. Когда выбрались наружу, многие боялись подходить к самолету – думали, что он может взорваться. Но я всё же подошла к обломкам, потому что нужно было помочь тем, кто остался там. Тогда мне передали годовалого ребёнка, и я держала его на руках, пока не приехала помощь. Я даже не знала, чей он", – рассказывает женщина.

По её словам, люди ждали помощи почти 40 минут. Сначала детей отвезли дежурной машиной, затем пассажиров доставили обратно в аэропорт. Там у входа встречали сотрудники, сверявшие фамилии по спискам, но, как отмечает Марал, никакой поддержки или помощи на месте она не получила.

"Никто не предложил ни воды, ни места для отдыха. Просто отметили фамилию - и всё. Мне помогли случайные люди, купили воду. Позже за мной приехали близкие и я уехала с ними домой. Уже потом сотрудники из дома отвезли меня в больницу на проверку. Я говорила, что со мной всё в порядке, но они настаивали: вдруг состояние шока. Врачи обследовали, и я вернулась домой", – вспоминает выжившая.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Мэрл Нурлановна (@merl_almaty)

27 декабря как второй день рождения

Сегодня, спустя почти шесть лет, Марал признаётся: она до сих пор испытывает страх, когда садится в самолёт. При взлёте и посадке каждый раз возвращаются воспоминания о том дне. При этом женщина называет 27 декабря своим вторым днём рождения.

"Я до сих пор молюсь каждый раз, когда летаю куда-то. При турбулентности всё вспоминается снова. Этот страх не проходит даже спустя годы. Для меня 27 декабря стал вторым днем рождения. Коллеги всегда поздравляют в этот день, но дата остается тяжелой", – говорит она.

Суд по делу о крушении самолёта Bek Air

После трагедии её несколько раз вызывали на допросы. Пассажиров, в том числе Марал, просили указать сумму моральной компенсации.

"Я благодарна Аллаху, что осталась жива, поэтому за компенсацией никогда не гналась. На допросах нам говорили написать заявление с суммой моральной компенсации, которую мы считаем положенной. По закону материальная компенсация предусмотрена только тем, кто предъявил справки и счета из больниц", – объясняет женщина.

Напомним, что 25 июля 2025 года в Алматы началось главное судебное разбирательство по делу о крушении самолёта Bek Air. Досудебное расследование заняло около 5 лет.

В крушении обвиняют погибших пилотов. 58-летний Марат Муратбаев был командиром разбившегося воздушного судна. Он погиб на месте авиакатастрофы. 54-летний пилот Мейржан Мулдакулов был госпитализирован. Его выписали из больницы 21 января 2020 года в стабильном состоянии, однако спустя неделю он умер.

Сейчас в отношении пилотов рассматривается уголовное дело по части 3 статьи 344 УК РК "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц".

Марал Ерман отметила, что не может комментировать, кто виноват в трагедии, и оставила это решение за судом.

На прошлых заседаниях в суде заслушивали заключения экспертов, которые посчитали, что пилоты заподозрили обледенение крыльев самолета, но заказали обработку только его хвостовой части. Обвинение считает, что неполная противообледенительная обработка произошла из-за установок компании Bek Air об экономии. Также рассматривались доводы о том, что мышление командира судна было заторможено из-за принятых им таблеток от артериального давления.

Защита подсудимых пилотов скептически относится к версии обвинения и настаивает на том, что пилоты сделали перед вылетом все необходимое.

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 504.61  course up  587.93  course up  6.63  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 0
Астана -2
Актау 2
Актобе -3
Атырау 1
Б
Балхаш -5
Ж
Жезказган -2
К
Караганда -2
Кокшетау -1
Костанай -1
Кызылорда -13
П
Павлодар -5
Петропавловск -2
С
Семей 2
Т
Талдыкорган 4
Тараз 5
Туркестан 0
У
Уральск -2
Усть-Каменогорск 5
Ш
Шымкент -5

 

Редакция Реклама
Социальные сети