КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
01 июня 2019 | 05:13

"Мой дед был расстрелян, но умер своей смертью через 20 лет"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Коллаж: otyrar.kz Коллаж: otyrar.kz

31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. Портал Elitar.kz решил напомнить читателям одну удивительную историю. Герой публикации рассказал ее журналистам два года назад. 

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

31 мая в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. Портал Elitar.kz решил напомнить читателям одну удивительную историю. Герой публикации рассказал ее журналистам два года назад. 

"Мой дед, Кумисбек Беймбетов, в 30-х годах возглавлял Задарьинскую МТС. Правильно это делал или нет, сегодня давать оценку уже некому. Но в 38-м, когда были тяжелые голодные годы, он принял решение из семенного фонда колхоза часть зерна распределить среди особо голодающих семей. Тогда кто-то и написал куда следует донос - мол, занимается Кумисбек самоуправством, сам решает, как быть с зерном. Возможно, это был кто-то из числа завистников. А может, кто-то из тех, кому не досталось зерна. Но опять же подчеркну - дед решил помочь только самым голодающим семьям - не всем подряд", - рассказал Рахим Беймбетов.


Кумисбек Беймбетов. © Instagram

Вскоре Кумисбека Беймбетова объявили врагом народа. И спустя месяц после ареста расстреляли в местечке, которое сейчас называется Лисий овраг.

"Тогда оно носило иное название "Албасты сай" (овраг, где водится нечисть). И название было не случайное. Во время расстрелов сразу умирали не все. Были те, кто, получив смертельное ранение, лежали, стонали и умирали долгой и мучительной смертью. Эти стоны разносились по округе. И люди в страхе говорили, что это очень опасное место. Это, мол, души расстрелянных, не найдя покоя, стонут", - поведал собеседник издания.

2 сентября 1938 года Кумисбека Беймбетова вместе с остальными приговоренными повезли на место расстрела. Выстроив их у края оврага, солдаты привели приговор в исполнение. Слыша стоны, не стали возвращаться и добивать. Знали - отсюда никто не уходил живым. Но только не в тот раз.

"Моего деда расстреляли, но по счастливой случайности ни один из жизненно важных органов у него не был задет. Не знаю, сколько времени он там провел, но потихоньку, сквозь тела, он выбрался из оврага. Кто-то из местных пожалел Кумисбека и на свой страх и риск приютил раненого у себя. Его выходили. А когда дед встал на ноги, то прямиком отправился в… НКВД. К тому времени в Москве был арестован и Ежов. Если не ошибаюсь, его уже расстреляли. Значит, это уже в сороковом году было. Тогда же кто-то там, в Москве, посчитал, что в годы ежовщины было расстреляно слишком много невинных людей. Мой дед пришел в НКВД, чтобы решилась его дальнейшая судьба. Расстреляли, мол, да я выжил. Но в НКВД ему сказали: "Считай, что в рубашке родился" и отпустили, но реабилитировать его никто не стал", - рассказал Рахим Беймбетов.

Пока Кумисбек был под следствием, его семье пришлось очень и очень нелегко. "Бабушка рассказывала, что люди от них отвернулись. И она очень тяжело это переживала. Хотя и понимала, что люди просто боятся. А на утро под дверью она находила куски хлеба и курт. И так продолжалось все время, пока не вернулся дед. Люди, которые днем на виду у всех с презрением относились к семье бывшего председателя, под покровом ночи приносили еду, чтобы его жена и дети не погибли от голода. Сейчас, спустя годы, я понимаю, насколько страшное было время, если ты боялся открыто помочь семье врага народа", - говорит Рахим Беймбетов.


Историю деда Рахим Беймбетов узнал от своей бабушки. © elitar.kz

Во время войны чудом избежавшего смерти Кумисбека, с которого никто не снимал ярлыка "враг народа", поставили руководить колхозом. "Это действительно невероятно. Ведь если он был таким вредителем, которого даже расстреляли, то как же его подпустили к управлению колхозом? Значит, поняли люди и руководство свою ошибку? Только официально признавать не спешили. А чтобы не возникало лишних вопросов, дед мой по документам числился как простой служащий колхоза. Такой вот простой служащий с непростой судьбой", - говорит внук Кумисбека.

После расстрела Кумисбек прожил еще 20 лет. За эти годы успел еще дважды жениться, обрасти потомками. Он умер в 1958 году в возрасте 63 лет. Кумисбек Беймбетов был реабилитирован посмертно указом главы Казахстана в 1993 году. В рассекреченных архивах НКВД на сайте stalin.memo.ru. под фамилией Кумисбека Беймбетова стоит дата его расстрела - 2 сентября 1938 года.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 516.05  course up  536.88  course up  5.2  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer