Депутат Мажилиса Бакытжан Базарбек рассказал о случаях мошенничества, с которыми столкнулась его семья. Мажилисмен предполагает, что утечка данных и рост мошенничества в стране могут быть умышленными действиями должностных лиц, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Депутат Мажилиса Бакытжан Базарбек рассказал о случаях мошенничества, с которыми столкнулась его семья. Мажилисмен предполагает, что утечка данных и рост мошенничества в стране могут быть умышленными действиями должностных лиц, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Свой депутатский запрос Базарбек направил генеральному прокурору Берику Асылову. И начал он его с личного опыта столкновения с мошенниками.
"На днях на просторах интернета я увидел ролик со своим участием, где преподнесли меня как человека, предлагающего вкладывать свои средства в урановую промышленность и получать дивиденды от этой затеи. И сколько человек "купилось" на эту уловку мошенников, неизвестно. Моя мама пострадала от кредитных мошенников и несколько месяцев оплачивала кредит, который она не получала. На днях еще одного родного человека в нашей семье мошенники обманом заставили получить кредит в 3,5 миллиона тенге", - поделился депутат Мажилиса во время заседания палаты.
По его словам, нанесенный мошенниками гражданам ущерб оценивается в сотни миллионов тенге. При этом депутат отметил, что методы кибермошенничества постоянно меняются: от устаревших схем, когда создается правдоподобная легенда и афера проводится от лица сотрудника внутренних дел или банка, до подделки банковских бланков, печатей и скрытых пирамид, а также мошенничества с использованием интернет-магазинов, бонусов и кешбэков за покупки.
В своем запрос Базарбек высказал предположение, что в этих схемах скрытно участвуют действующие сотрудники банков второго уровня. И не только они.
"Согласно официальной статистике МВД, в 2023 году было раскрыто 3,7 тысячи преступлений и к уголовной ответственности привлечено 1 800 человек, из которых 460 были обвинены в мошенничестве. В 2024 году зарегистрировано 9 936 случаев мошенничества. Но статистика выявления преступлений по этой теме не внушает оптимизма. Только по интернет-мошенничеству в производстве органов следствия находятся 158 тысяч дел, из которых расследование по 92 тысячам прервано из-за неустановления подозреваемых.
Как депутат, я задаюсь вопросом: действительно ли наши государственные правоохранительные органы борются с интернет-мошенничеством? Нам постоянно говорят, что преступления совершаются из-за рубежа и мировые хакеры нацелены на нашу страну. Но куда были потрачены миллиарды на усиление информационной безопасности, на цифровизацию? Министерство цифрового развития готово ответить на эти вопросы? Где результаты работы антифрод-центра, запущенного в 2023 году на базе Нацбанка? Где ваши спецподразделения "Киберпол"? Почему МВД затягивает создание центра по борьбе с киберпреступностью?", - задался вопросами мажилисмен.
Депутат подчеркнул, что утечки персональных данных, массовые случаи кредитного интернет-мошенничества могут быть результатом отсутствия должного контроля со стороны Министерства цифрового развития.
"Я не исключаю, что утечки данных и рост мошенничества в стране - это умышленные действия должностных лиц для выкачивания бюджета на цифровизацию и информатизацию. Я убежден, что за каждым мошенничеством и утечкой стоит крупная коррупция", - добавил Бакытжан Базарбек.
Ранее мы писали о том, что хакер из Костаная заработал миллионы в DarkNet и Telegram.
Читайте также: Казахстанцы отдают миллионы интернет-мошенникам. Как бороться с цифровой “чумой“