Рынок пищевой продукции – сложная, изменчивая структура, и стать успешным в нем может только по-настоящему сильный игрок. Зачастую таких очевидных ходов, как выпуск актуальной для потребителя продукции и репутация компании, ставящей качество во главу угла, бывает недостаточно для действительно большого успеха. Современные вызовы пищевого бума и пресыщенность рынка формируют иные приоритеты, но как в таких условиях оставаться верным себе? Мы поговорили с председателем совета директоров АО "Баян Сулу" Алиханом Талгатбеком, который 14 лет возглавлял Ассоциацию кондитеров Казахстана, об укреплении статуса национального казахстанского бренда, нюансах экспорта, а также планах на ближайший год.
Рынок пищевой продукции – сложная, изменчивая структура, и стать успешным в нем может только по-настоящему сильный игрок. Зачастую таких очевидных ходов, как выпуск актуальной для потребителя продукции и репутация компании, ставящей качество во главу угла, бывает недостаточно для действительно большого успеха. Современные вызовы пищевого бума и пресыщенность рынка формируют иные приоритеты, но как в таких условиях оставаться верным себе? Мы поговорили с председателем совета директоров АО "Баян Сулу" Алиханом Талгатбеком, который 14 лет возглавлял Ассоциацию кондитеров Казахстана, об укреплении статуса национального казахстанского бренда, нюансах экспорта, а также планах на ближайший год.
Казахстан с 2015 года является членом ВТО и ЕАЭС, и с тех пор полки наших магазинов пестрят брендами со всего мира. Как кондитерская сфера справляется с возросшей конкуренцией?
Компании, которые следуют грамотной стратегии, видят в сложившейся ситуации множество плюсов. Членство в таких организациях открывает возможности для производителей продуктов, в том числе и для кондитеров. Мы успешно выходим на зарубежный рынок, тогда как мировые бренды выставляют свои изделия на полках казахстанских магазинов. Но при этом статистика гласит, что в "сладкой" индустрии Казахстана импорт значительно доминирует, составляя более 55 процентов. Значит, нам приходится работать в условиях не просто возросшей, а жесточайшей конкуренции. Если же сравнивать с развитыми странами, импортирующими изделия, то их торговые точки лишь на 5 процентов "ассимилированы" импортными кондитерскими изделиями. Как в таких условиях остаться на плаву и добиться успеха? В первую очередь, необходимо модернизировать производство и увеличивать мощности и ассортимент продукции.
Принцип "пусть будет одна, но топовая позиция" здесь не сработает. Нужно постоянно выпускать новые продукты, пробовать новые вкусы, удерживая качество продукции на высшем уровне. Качество всегда на первом месте. Поэтому продукты под маркой Bayan Sulu проходят многоэтапную проверку, перед тем как попасть на дастарханы казахстанцев. На нашей фабрике внедрена сложная схема контроля качества входящего сырья и производимой продукции в соответствии с пищевыми стандартам безопасности ISO, HACCP.
Наша фабрика развивается в направлении технического оснащения. За последние 15 лет инвестиции в современное оборудование кондитерского производства составили более 100 миллионов долларов. Это позволяет выпускать продукцию по сложным технологиям, со вкусовыми параметрами на любой покупательский спрос.
Благодаря всему этому компания "Баян Сулу" является лидером среди кондитерских предприятий Казахстана по экспорту продукции. В экспортном ассортименте присутствуют как знакомые с давних времен сладости, так и новые, технологически сложные группы кондитерских изделий. Наши специалисты постоянно изучают потребительские вкусы, новые трендовые направления кондитерской продукции, регулярно внедряя новый ассортимент в линейку бренда.
Год назад Казахстан пережил сахарный коллапс. Сказались ли эти события на кондитерах?
Конечно, ведь сахар – стратегически важный пищевой продукт. Являясь товаром повседневного спроса, он необходим любой стране. Его используют во многих отраслях пищевой промышленности: от выпуска напитков и консервации до простой домашней выпечки. Всем и везде нужен сахар, но, к сожалению, наша страна зависит от импорта этого продукта. В этой позиции мы не одиноки – например, Узбекистан также не выращивает свеклу и не производит сахар. В целом эта проблема характерна для многих стран Центральной Азии, и во многом она обусловлена нашим климатом. Можно засеивать поля, выращивать сахарную свеклу – тогда мы будем обеспечены сахаром. Своим, но крайне дорогим. Выгодно ли это для экономики страны? Ведь, чтобы сеять сахарную свеклу, нужны новые земельные участки с подведением ирригационной системы. Эта техническая культура не будет расти в нашем климатическом регионе без орошения, а на это нужны немалые средства.
Сам же сахарный дефицит как явление возник из-за многих факторов. Нужно отметить, что кризис такого масштаба в Казахстане случился впервые с момента обретения независимости. Одной из причин его появления могу назвать сложности в логистике, возникшие во время пандемии. Именно тогда и не был сформирован требующийся запас, а нестабильная геополитическая ситуация в приграничных странах повлияла на работу судоходных портов. Грубо говоря, для стабилизации ситуации нам не хватило 100 000 тонн сахара на складах. Хотя когда запасы подошли к концу, мы не смогли закупить сахар в России из-за запретов на вывоз продуктов, можно было начать сотрудничать с Бразилией или другими странами. Поэтому несколько месяцев и происходил ажиотаж – все нужно делать вовремя.
Чтобы избежать прошлогоднего кризиса, нужно просто поддерживать постоянный запас сахара. К примеру, на сегодняшний день Казахстан затоварен сахаром. Даже если приостановить его поставку на несколько месяцев, ситуация не повторится.
Потребитель больше не видит на полках полюбившиеся товары Актюбинской и Карагандинской кондитерских фабрик. Алматинский "Рахат" десять лет назад выкупила южнокорейская компания Lotte Confectionery. Получается, Bayan Sulu – единственный оставшийся национальный бренд?
Мы действительно позиционируем себя как настоящий казахстанский бренд – более того, даже национальный. И в этом ключе мы хотим развиваться дальше: в частности, планируется строительство еще одной фабрики. По предварительным расчетам, для реализации первого этапа этого проекта, включающего в себя покупку четырех производственных линий, понадобится 13 миллиардов тенге. Это будет производство новых, сложных продуктов, среди которых будут бисквиты с начинками, шоколадные изделия в современной упаковке и многое другое. В дальнейшем возможности новой площадки будут только расти.
Мощность проекта на первом этапе составит 16 000 тонн продукции в год, и в перспективе, в совокупности с действующими мощностями нашей фабрики, в Костанае будет производиться самый большой объем сладостей по стране. Все это позволит назвать наш родной Костанай кондитерской столицей Казахстана. Проект, кстати, так и называется – "Кондитерская столица", и мы возлагаем на него много надежд.
Этот проект даст нашему региону новые рабочие места. Для нас принципиально, чтобы марка Bayan Sulu выпускалась именно в Казахстане и чтобы первыми потребителями свежего, качественного, безопасного продукта прямо с завода были именно казахстанцы.
Какие усилия вы предпринимаете для популяризации и более широкого распространения своей продукции?
В этом году фабрика "Баян Сулу" получила сертификат "Халяль" на свои изделия, и это важно для значительной части населения нашей страны. Так, в течение нескольких месяцев для получения этого документа от ассоциации "Казахстанская халяльная индустрия" принимались двусторонние меры. Наше сырье и пищевые добавки проверяли в лаборатории, а на производстве проводились аудиторские работы. Каждый этап производства был внимательно рассмотрен – как и технология переработки, хранения, транспортировка и реализация готовой продукции. В результате теперь наша продукция соответствует стандартам халяль и шариата.
На сегодняшний день компания экспортирует сладости made inKazakhstan в 14 стран мира – среди них Китай, Монголия, Корея, государства СНГ. По результатам 11 месяцев 2023 года экспорт составляет порядка 40 процентов от общего объема произведенной продукции. В частности, казахстанские продукты любят жители Татарстана, Башкортостана, Дагестана и Чечни. Второй рынок по объему экспорта – соседний Узбекистан, в эту страну каждый год доставляется 1800 тонн товаров, за ней следует Таджикистан. Во всех этих странах очень высокий спрос на маркировку "халяль".
Следует отметить, что и в Казахстане, и за его пределами спрос на халяльную продукцию растет с каждым днем. Ее потребляют 1,5 миллиарда мусульман из 122 стран мира, как вы понимаете, это обширный рынок. Кроме того, халяльную продукцию выбирают не только мусульмане по религиозным соображениям, но и последователи других религий или атеисты из-за высоких стандартов качества. Следовательно, спрос на наши сертифицированные сладости будет только расти.
В следующем году вашему бренду исполнится 50 лет. Как вы отметите этот юбилей?
"Баян Сулу" – это фабрика с историей, которая началась в 1974 году. Мы планируем масштабно отметить этот праздник – согласитесь, далеко не каждый бизнес способен пережить советский период и успешно развиваться полвека, минуя трудности рыночных времен. Этот результат был достигнут благодаря энтузиазму сотрудников и соблюдению традиций. Наша фабрика стабильно производит качественный продукт, который пользуется спросом.
Добавлю, что в Казахстане существует добрый обычай – в честь значимого события делать подарки близким людям. Перед тем как вступить в юбилейный для нас – и новый для клиентов – год, мы объявили большие 30-процентные скидки. Заботясь о потребителях в сезон максимального повышения цен, мы хотим, чтобы качественный продукт отечественного производства попал в каждый дом. Ведь какой Новый год без сладостей? Эту традицию мы продолжим и в следующем году, потому что слоган "Баян Сулу" – "Радость в каждый дом". Причем радость эта теперь по доступной цене.
В чем же секрет полувекового успеха фабрики?
У этого успеха много причин. Начнем с технологического процесса: фабрика производит и реализует кондитерские изделия различных групп, среди которых карамель, драже, конфеты, шоколад, мармелад, зефир, печенье, вафли – в целом более 300 наименований.
Кроме того, успех обеспечивают наши сотрудники. Сегодня на предприятии работает более 1500 специалистов, благодаря чему фабрика может производить до 85 000 тонн продукции в год. Доля экспорта продукции "Баян Сулу" составляет 40 процентов от общего объема продаж. Компания идет в ногу с современными требованиями рынка: упомянутая выше сертификация продукции по стандарту халяль позволит увеличить продажи в центральноазиатские регионы, где число потенциальных покупателей превышает 75 миллионов человек. Думаю, для нас это ознаменование этапа новых побед и достижений.