ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
03 июля 2021 | 17:53

Назарбаев и возрождение Шелкового пути. Политолог высказался о стратегии Елбасы

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото:elbasy.kz Фото:elbasy.kz

Эксперт Института мировой экономики и политики Ерлан Мадиев высказался о возрождении Шелкового пути, передает Tengrinews.kz.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Эксперт Института мировой экономики и политики Ерлан Мадиев высказался о возрождении Шелкового пути, передает Tengrinews.kz.

По словам эксперта ИМЭП, идея возрождения Великого шелкового пути сегодня получила огромный импульс развития. Благодаря реализации целого ряда крупнейших проектов, включая глобальную китайскую инициативу "Пояс и Путь", буквально за считаные годы Евразия стала превращаться в единое пространство торговли и развития.

"Все эти масштабные процессы напрямую связаны с именем Нурсултана Назарбаева, который начиная с 90-х годов прошлого века целенаправленно и настойчиво работал над тем, чтобы превратить Казахстан в главный транзитно-транспортный хаб Центральной Евразии, и добился успеха", - подчеркивает Мадиев.

Ниже подробное мнение Ерлана Мадиева:

К истории вопроса

Шелковый путь сыграл уникальную историческую роль в развитии народов Евразии. До активного развития морской торговли в XIV-XV веках именно Великий шелковый путь был не только ключевой торговой артерией, которая соединяла рынки Европы, Ближнего Востока со странами Азии, но и главным фактором, который способствовал взаимному обогащению культур и обмену знаниями в Евразии.

К примеру, буддизм проник и распространился в Китае именно через торговые маршруты Шелкового пути. Через этот маршрут происходил и глобальный "трансфер технологий": так бумага и порох попали из Китая в Европу, что создало условия для будущей европейской революции в книгопечатании и военном деле.


Фото:elements.envato.com

После окончания Холодной войны и распада СССР было предпринято немало попыток возродить Великий шелковый путь. Достаточно вспомнить такие инициативы, как программа ЕС "ТРАСЕКА" (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), или инициативу США "Новый шелковый путь" (New Silk Road initiative).

Каждая из этих инициатив стремилась использовать исторический бренд Шелкового пути. Однако обе упомянутые инициативы смогли достичь лишь скромных результатов.

Китай внимательно изучил ошибки своих предшественников и в 2013 году анонсировал старт реализации инициативы "Пояс и Путь" в столице Казахстана, ключевой для реализации этого проекта стране.

При этом на выбор Пекина не мог не оказать влияния и тот факт, что именно Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаев являлся самым активным сторонником идеи возрождения Великого шелкового пути начиная с 1990-х годов. В результате настойчивость Назарбаева в реализации стратегии превращения Казахстана в ключевой транзитно-логистический хаб Евразии в конечном итоге принесла свои плоды.

От слов к делу

На заре независимости в 1992 году Нурсултан Назарбаев опубликовал один из своих первых значимых трудов – книгу "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства", где впервые представил долгосрочное видение развития молодой страны. В своей книге Елбасы говорил: "… Казахстан может сыграть стратегически важную роль связующего звена между Европой, среднеазиатской частью бывшего СССР, быстро прогрессирующим Азиатско-Тихоокеанским регионом и югом азиатского материка".

Позже данная идея была закреплена в долгосрочном приоритете № 6 Стратегии "Казахстан-2030". В частности, были поставлены такие задачи, как модернизация основных железных дорог, обеспечивающих международные транспортные и торговые связи, организация мультимодальных терминалов на территории страны и т.д.

Это видение впоследствии было реализовано через конкретные государственные программы и инициативы. Так, в своем послании народу Казахстана от 2012 года Нурсултан Назарбаев поставил амбициозную задачу – увеличить транзитные перевозки через Казахстан к 2020 году в два раза и в 10 раз к 2050 году.


Фото:elements.envato.com

В мае того же 2012 года Елбасы более конкретно сформулировал задачу по возрождению Великого шелкового пути. Выступая на 25-м заседании Совета иностранных инвесторов, Нурсултан Назарбаев предложил зарубежным партнерам совместно начать реализовывать масштабный проект "Новый шелковый путь", который будет базироваться на принципе "5С": скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность.

По мнению Назарбаева, Казахстан обладал целым рядом конкурентных преимуществ, для того чтобы стать центром возрождающегося Шелкового пути.

  • Во-первых, это выгодное географическое расположение Казахстана в самом центре евразийского материка, которое обеспечивает кратчайшие пути доставки товаров из Азии в Европу.
  • Во-вторых, это постоянный рост грузопотока между Китаем и Европой, основная часть которого будет проходить через территорию нашей страны. Здесь хотелось бы добавить, что к 2020 году торговля между КНР и ЕС уже перевалила отметку $700 млрд, что вывело Китай на первое место в качестве торгового партнера ЕС.
  • В-третьих, это прямой доступ на рынки стран Евразийского экономического союза.
  • В-четвертых, благоприятный инвестиционный климат.
  • Наконец, в-пятых, это политическая и экономическая стабильность Казахстана, благодаря которой наша страна выступает наиболее надежным партнером в реализации масштабных международных проектов.

Безграничные перспективы

Сегодня мы уже видим первые богатые плоды реализации дальновидной стратегии Нурсултана Назарбаева.

На фоне пандемии резко возросло давление на инфраструктуру морских перевозок. В результате беспрецедентный импульс развития получили сухопутные перевозки по маршруту Китай - Европа.

В 2020 году по ж/д сообщению Китай - Европа было отправлено более 12 тыс. рейсов, прирост по сравнению с 2019 годом более чем 50 процентов. При этом больше половины объема грузопотока между Китаем и Европой сегодня проходит именно через инфраструктуру Казахстана.

По итогам 2020 года транзит контейнеров через Казахстан вырос на 32 процента, а общий объем транзитных грузоперевозок нашей страны достиг более 21 миллиона тонн. По прогнозам Министерства индустрии и инфраструктурного развития, в текущем году объем транзитных грузоперевозок должен достичь 25,3 миллиона тонн. И очевидно, что это далеко не предел.

На этом фоне Китай намерен и далее наращивать сухопутные перевозки через Казахстан, в немалой степени по причине усиливающегося давления США в АТР и на море в целом. Кроме того, инцидент с судном Evergiven в Суэцком канале в конце марта 2021 года наглядно показал необходимость развития альтернативных, более надежных и более быстрых, путей мировой доставки товаров. И именно Казахстан выступает в этих условиях одним из ключевых и наиболее перспективных элементов международных сухопутных коридоров.

Таким образом, стратегия Нурсултана Назарбаева в кратчайшие по историческим меркам сроки способствовала раскрытию огромного транзитного потенциала региона Центральной Азии. Благодаря политике Первого Президента Казахстан эффективно встроился в важнейшие международные транспортные коридоры, что будет приносить огромные дивиденды нашей стране как сегодня, так и в долгосрочном будущем.

Самые важные новости - в нашем Telegram-канале! Подписывайтесь прямо сейчас

Оперативная информация о событиях в стране и мире. Присоединяйтесь к Tengrinews.kz в Aitu!

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course up  543.16  course up  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer