Правительство Казахстана одобрило Алматы 20 миллиардов тенге из запрошенных акиматом 268 миллиардов на строительство метро, новых дорог и модернизацию системы водоотведения. Это восемь процентов от необходимой суммы. Корреспондент Tengrinews.kz разбиралась, на что потратят эти деньги и что ждёт мегаполис без полного финансирования.
Что произошло
21 октября депутат Сергей Пономарёв в ходе выступления партии AMANAT в Мажилисе поднял тему недостаточного финансирования Алматы. Это произошло накануне принятия бюджета на 2026-2028 годы.
Он отметил, что главные проблемы города – тяжелая транспортная ситуация, смог и постоянные дорожные заторы. Для решения этих проблем, по словам депутата, акимат запросил 268 миллиардов тенге из республиканского бюджета.
Однако в итоге Алматы получил одобрение только на 20 миллиардов тенге, что составляет восемь процентов от требуемой суммы.
"Алматы – донор республиканского бюджета, и неразумно рубить курочку, несущую золотые яйца", – подчеркнул депутат.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
На что не хватает средств: метро, дороги и водоотведение
Сергей Пономарёв выделил три ключевых проекта, которые требуют полного финансирования:
- Новая линия метро – от станции Калкаман до станции Барлык. По словам депутата, линия должна увеличить пассажиропоток и разгрузить дороги, ежедневно на которые выезжают около 400 тысяч автомобилей.
- Пробивка новых дорог до Большой Алматинской кольцевой дороги (БАКАД). Депутат отметил, что 26 километров дорог потребуют 40-50 миллиардов тенге. Проект должен снизить нагрузку на внутригородские улицы на 20 процентов.
- Система водоотведения – реконструкция трех полностью изношенных коллекторов и строительство западного коллектора для подключения 195 тысяч жителей новых и прилегающих районов. По словам депутата, проект улучшит экологическую обстановку и снизит риск аварий.
Мажилисмен призвал фракцию поддержать включение полной заявки в республиканский бюджет на 2026-2028 годы.
Только для метро: ответ Министерства финансов
В ответ на запрос Tengrinews.kz о причинах столь малого одобрения в Министерстве финансов сообщили, что Министерство транспорта уже выделило 28,6 миллиарда тенге на строительство второй очереди метро (от станции Бауыржан Момышулы до станции Калкаман) в 2025 году.
На завершение этой очереди в 2026 году (в рамках периода 2026-2028 годов) планируется выделить ещё 20,5 миллиарда тенге.
При этом как отмечают в Минфине, финансирование других проектов за счёт госбюджета не предусмотрено:
"Касательно инфраструктурных проектов в проекте республиканского бюджета на 2026-2028 годы по городу Алматы финансирование других проектов не предусмотрено", – говорится в ответе.
Позиция акимата Алматы
На официальный запрос в акимате Алматы подтвердили важность заявленных проектов.
"Новые линии метро и дороги повысят транспортную связанность и сократят заторы, а модернизация системы водоотведения обеспечит инженерную безопасность и устойчивое развитие территорий", – говорится в ответе управления организации дорожного движения и пассажирского транспорта Алматы.
В управлении также уточнили расчетную стоимость двух из трёх проектов согласно разработанным технико-экономическим обоснованиям (ТЭО):
- Новая линия метро (от Калкаман до Барлык) потребует 344,4 миллиарда тенге.
- Строительство и пробивка новых дорог до БАКАД – более 50 миллиардов тенге.
Вопросы о том, что будет с проектами при нехватке финансирования, а также сколько Алматы готов выделить из собственного бюджета, остались без ответа.
В акимате уточнили, что республиканский бюджет на 2026-2028 годы ещё не утверждён (это планируется до 1 декабря текущего года), а бюджет Алматы на этот период находится на стадии рассмотрения.
Ранее в сентябре аким Дархан Сатыбалды поручил ускорить устранение проблемных участков и модернизацию водоотведения в Алматы. Он отметил возможность расширения радиальных дорог до четырёх полос, чтобы разгрузить центр города.
Читайте также: Спустя год после смерти пассажира: в метро Алматы установят платформенные двери