Казахстанские депутаты ознакомились с норвежским опытом покамерного содержания осужденных. Переход к такой системе планируют реализовать и в РК. Презентация вице-министра юстиции Норвегии Андреаса Скуллберга впечатлила мажилисменов так, что некоторые из них назвали норвежскую тюрьму "сказкой", сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Казахстанские депутаты ознакомились с норвежским опытом покамерного содержания осужденных. Переход к такой системе планируют реализовать и в РК. Презентация вице-министра юстиции Норвегии Андреаса Скуллберга впечатлила мажилисменов так, что некоторые из них назвали норвежскую тюрьму "сказкой", сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Как рассказал в ходе круглого стола в нижней палате Парламента РК Андреас Скуллберг, в Норвегии существуют три уровня безопасности содержания осужденных: колония строгого режима, колония общего режима, в которых находится одна треть заключенных, и учреждения промежуточного ослабленного режима.
На фото тюрьма в Халдене.
В самой большой норвежской тюрьме содержатся 400 человек, в самой маленькой - 12. При этом колония строгого режима обходится намного дороже, что является весомым аргументом в пользу их сокращения и увеличения колоний общего или облегченного режима.
Норвегия руководствуется принципом "соблюдения нормальной жизни". Это означает, что жизнь в учреждении должна быть максимально похожа на жизнь за пределами тюрьмы. Тем самым преследуется задача по реабилитации осужденных. Главное правило - нельзя усиливать тот режим, который уже обеспечен в колониях.
Докладчик рассказал о новой тюрьме в Норвегии, которая была построена в 2007 году.
"Она расположена в сельской местности, очень красивое место, здесь много ежевики, лес, животные", - говорит Скуллберг.
Когда строилась эта тюрьма, чиновники советовались с опытными осужденными, которые подсказывали, какие условия нужно учесть. Например, они просили сделать больше окна, чтобы можно было проветривать помещения.
"Вот посмотрите, здесь у нас камерный блок, вы здесь видите большие окна. Это в принципе непробиваемое стекло, но мы не видим решеток на окнах. Всего четыре таких камерных блока, где у нас 250 человек содержатся", - рассказывает спикер.
Каждая камера рассчитана на одного человека. "Конечно, это новая тюрьма, она более современная. И здесь, видите, есть кровать, которая изначально была произведена в пенитенциарной системе. С правой стороны телевизор видно, также у них есть радио. Есть туалет и душ. Понимаете, мы здесь деньги тоже экономим, у нас такие туалеты, которые делятся между несколькими комнатами, мы не обеспечиваем один туалет в каждой камере", - говорит Андреас Скуллберг.
Между тем, как выяснилось, некоторые норвежские заключенные все же имеют персональный туалет. Например, террорист Андерс Брейвик. "Брейвик один проживает в своей комнате. У него комната с душем и туалетом, который он ни с кем не делит (...). Очень сложно содержать его в одной тюрьме с другими лицами, потому что мы теперь беспокоимся уже о его безопасности", - отметил вице-министр юстиции Норвегии.
Принцип "нормальности жизни" распространяется и на кухню. Осужденные самостоятельно могут готовить себе еду.
Как рассказал Скуллберг, в этой тюрьме "очень замечательные условия для физических упражнений". Причем в мяч с осужденными могут играть и сами сотрудники учреждения. Есть также комната для молитвы, она универсальная для всех вер, то есть лишена какой-либо определенной религиозной символики.
В тюрьме есть продуктовые магазины, в которых осужденные могут покупать товары на те деньги, которые они зарабатывают. Но эти магазины не преследуют какой-то коммерческой цели, важен сам процесс, чтобы осужденный научился формировать свой собственный бюджет.
Очень важно, говорит докладчик, создать хорошие условия для посетителей. В Норвегии считают, что дети осужденных находятся в группе риска, так как могут сами стать в будущем осужденными. Поэтому свиданию с семьей здесь уделяют большое значение. Организуются специальные программы, которые учат тому, как быть хорошим родителем.
В некоторых тюрьмах есть специальный блок, по сути являющийся квартирой, где семья осужденного может остаться на ночь один или два раза в месяц.
"Я считаю, очень важно, чтобы осужденные действительно поддерживали контакт, общались со своими семьями, это также важно и самим семьям, это приносит пользу", - говорит Скуллберг.
"Это производственная часть тюрьмы. На стенах есть рисунки. Мне очень нравится вот этот рисунок: заключенный хочет выбросить груз", - такими словами он закончил свою презентацию.
"Здесь коллеги говорят, а поехать бы надо, посмотреть", - сказал модератор круглого стола депутат Нурлан Абдиров. Передавая слово заместителю председателя Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Мейраму Аюбаеву, который собирался рассказать о планах покамерного содержания осужденных в РК, он заметил: "После презентации господина Скуллберга мы попадаем в суровую реальность. У господина Скуллберга это было вообще сказкой".
Аюбаев рассказал, что Казахстан принял от советской системы 49 колоний, которые были построены в 1937 году, это колонии барачного типа на 100-150 человек.
"В бараке была смена. Это связано с трудозанятостью, практически все колонии были заводами, работали там круглые сутки, и это наследие барачное нам осталось, потому что было легче управлять, смена 100 человек и так далее", - рассказал он историю образования казахстанских тюрем.
Замглавы КУИС проинформировал, что из 49 колоний восемь переведено на покамерное содержание.
В настоящее время, по его словам, спроектированы новые колонии, которые не хуже, чем в Норвегии.
Впрочем кто-то из зала заметил, что в наших тюрьмах все же "колючек больше", имея в виду, по всей видимости, колючую проволоку.
Аюбаев добавил, что в новых казахстанских колониях будет в каждой камере туалет и душ, а не общие, как в Норвегии. И на каждого осужденного будет предусмотрено 6,6 квадратных метра площади. Это, добавил чиновник, соответствует всем мировым стандартам.
"Я думаю, то, что мы видели в Норвегии, он (проект новой казахстанской тюрьмы - Прим. автора) не уступает. У нас квадратура больше, мы здесь предусмотрели и для инвалидов", - сказал Мейрам Аюбаев и отметил, что строительство такой колонии предусмотрено по принципу государственно-частного партнерства.
"Я извиняюсь, но господин Скуллберг стал завидовать", - заметил депутат Абдиров.
Напомним, сегодня тему строительства колоний для покамерного содержания осужденных поднимал также заместитель генерального прокурора Жакип Асанов. Он говорил о том, что Министерство внутренних дел уже четыре года заявляет, что на основе ГЧП построит в Карагандинской области колонию с покамерным содержанием 1,5 тысячи заключенных. Однако на деле, по словам Асанова, до сих пор ничего не сделано.