Новый Налоговый кодекс в Казахстане уже подписан и начнёт действовать в полную силу с 2026 года. Но ключевые правила пока остаются неясными: бизнес, депутаты и правительство спорят, какие сферы смогут работать по "упрощёнке", а кому придётся перейти на общий режим с более высокой налоговой нагрузкой — что в итоге может привести к росту цен для потребителей. Подробнее рассказывает Tengrinews.kz.
Важно: что такое ОКЭД
Это система кодов, с помощью которых государство "подписывает" каждый вид бизнеса. У каждой компании или индивидуального предпринимателя (ИП) в регистрационных документах указывается код ОКЭД — он показывает, чем именно занимается бизнес.
Как это работает:
- Если компания открывает магазин одежды, у неё будет один код.
- Если она занимается строительством — другой.
- Если, например, это IT-услуги — третий.
Зачем нужен ОКЭД:
- Для статистики: государство видит, сколько компаний работает в разных сферах.
- Для налогов: ставки или льготы зависят от вида деятельности.
- Для бизнеса: код нужен при регистрации компании или ИП, в договорах и отчётности.
Многие ОКЭД теперь не смогут работать как раньше
В рамках нового Налогового кодекса многие предприниматели попрощаются с упрощённым налоговым режимом: по предварительным данным, лишь около 10 процентов ОКЭД теперь смогут работать по привычному специальному налоговому режиму на основе упрощённой декларации, остальные 90 теперь будут вынуждены платить налоги в рамках общеустановленного режима. А это неизбежно увеличит нагрузку на предпринимателей и в итоге скажется на ценах для конечных покупателей. Мы связались с депутатом, принимающим участие в обсуждениях с экспертами и правительством, чтобы подробнее узнать, что ждёт казахстанских предпринимателей.
"Упрощёнка" и общий режим: в чём разница?
Упрощённый режим подразумевает 4 процента налога со всего оборота. Условно, компания, которая занимается торговлей, продала товары на 100 тысяч тенге — с этого оборота она должна заплатить 4 тысячи тенге налогов.
"Здесь нет сложных схем, расчётов, берётся общее количество оборота и с него высчитывается налог. Именно такой режим раньше использовали 1,7 миллиона предпринимателей в Казахстане: ИП, ТОО, малый и средний бизнес", - пояснил Айтуар Кошмамбетов.
Общеустановленный режим, по словам депутата, — это "совершенно другой подход". Здесь необходимо вести бухгалтерию. Например, компания осуществляет торговлю на 100 тысяч тенге — нужно высчитать разницу между расходами и доходами, то есть определить чистую прибыль. С этой прибыли придётся платить корпоративный подоходный налог (20 процентов), а при превышении порога в 40 миллионов тенге - ещё и НДС в 16 процентов. В итоге налоговая нагрузка оказывается значительно выше, чем при "упрощёнке", где достаточно было просто заплатить 4 процента с оборота.
"Если чистая прибыль остаётся, с неё ты платишь уже КПН - 20 процентов. В этом различие. Вместе с тем при превышении порога в 40 миллионов тенге сейчас уже ты вынужден будешь платить НДС, который станет 16 процентов на каждый товар. То есть товар или услуга для всех будут значительно дороже при общеустановленном режиме, например, в сфере торговли", - добавил Кошмамбетов.
Казахстанцы смогут принять участие в обсуждении
По заявлениям депутатов и экспертов, правительство утвердило списки, в один из которых попали виды деятельности, которым разрешат работать по "упрощёнке", в другой - те, кому запретят. Как сообщил Айтуар Кошмамбетов, так называемый "запретительный список" пока недоступен для широкой аудитории, однако в сети уже публикуют "предварительные" версии. Насколько они правдивы, сказать трудно. Министерство нацэкономики в ближайшее время должно опубликовать проект такого списка на портале "Открытые НПА", а казахстанцы смогут ознакомиться с ним и высказать своё мнение.
"Сейчас преждевременно обсуждать тот список, который ещё не опубликован в открытом доступе, вместе с тем при вынесении проектов нормативно-правовых актов на публичное обсуждение разработчик - Министерство национальной экономики - должен представить всесторонние расчёты, аналитику, прогнозы как по налоговым поступлениям, так и по занятости, а также своё видение стратегического развития нашей страны в этом направлении", - сказал Айтуар Кошмамбетов.
Он ожидает, что, после того как правительство опубликует документ, и депутаты, и бизнес, и другие казахстанцы смогут всесторонне изучить все доводы и принять участие в обсуждении. А пока парламентарии и эксперты спорят с правительством о расширении перечня видов бизнеса, которым разрешат работать по "упрощёнке".
"Данная работа находится в активной фазе. После опубликования проекта ещё месяц мы будем публично обсуждать вместе с предпринимателями, ассоциациями, НПП "Атамекен", общественностью. Наша партия будет проводить встречи, круглые столы и публично озвучивать своё мнение по каждой отрасли и направлению. Мы готовы выступить партнёрами как бизнеса, так и правительства, чтобы выработать правильные подходы и компромиссы. (...) Сейчас не могу предсказывать, но мы будем бороться за то, чтобы всему малому и среднему бизнесу, работающему в розницу, оставили возможность работать на "упрощёнке", - сказал Кошмамбетов.
Изначально депутаты и эксперты заявляли, что в запретительном списке могут оказаться 1 150 видов деятельности и лишь около 40 ОКЭД смогут работать по упрощённому режиму. После длительных обсуждений, по словам Кошмамбетова, "правительство смягчилось". Сейчас в сети "гуляют" списки, в которых около 990 ОКЭД подпадают под запрет, а 120 - якобы смогут работать по "упрощёнке". Так или иначе, окончательной цифры пока нет.
"Мы подразумевали, что будет запрещено (так работать - прим.) порядка 40-50 видам деятельности: финансы, акцизные товары, тяжёлая промышленность и так далее, но никак не 90 процентов всех видов деятельности", - отметил депутат.
Что ещё изменится для бизнеса?
Привычную для казахстанцев "упрощёнку" и розничный налог объединят.
"То есть специальный налоговый режим - это всё-таки исключение из общего правила. Выработана общая позиция правительства, что 3 процента от оборота - это мало, а 4 процента - определённый компромисс. (...) Ставка "упрощёнки" будет изменена с 3 до 4 процентов с оборота, с возможностью местных маслихатов увеличить эту ставку до 6 процентов или снизить до 2 процентов от оборота. В этом существенная разница для всего бизнеса", - пояснил мажилисмен.
Плюсы и минусы новой "упрощенки": мнение депутата
Плюсы:
- Новый лимит по обороту составит 2,5 миллиарда тенге. Это очень высокая планка, которая позволяет охватить весь малый бизнес и часть среднего. Для торговли, где обороты крупные, а прибыльность невысокая, это серьёзное преимущество.
- Местные маслихаты смогут при необходимости регулировать ставку: снижать её до 2 процентов или поднимать до 6. Такая практика уже применялась в рамках розничного налога — в ряде регионов ставку снижали до 2 процентов, и это дало эффект: бизнес начал "обеляться", показывать реальные обороты и платить налоги.
Минусы:
- Пока неясно, кто именно сможет воспользоваться новым режимом. Раньше он был доступен всем, чей оборот не превышал 80 миллионов тенге. Теперь этот вопрос остаётся открытым и будет решаться на этапе публичных обсуждений.
Как отреагирует бизнес
Как отметил Айтуар Кошмамбетов, в рамках налоговой реформы неоднократно звучали опасения, что казахстанские предприниматели могут "уйти в тень".
"Также существуют риски того, что предприниматели начнут пользоваться больше наличными платежами, определённый теневой бизнес будет развиваться. В первую очередь необходимо обратить внимание на торговлю, а в частности, на наши торговые взаимоотношения с соседними странами и активность работы таможенных органов, которые осуществляют контроль за нашими таможенными границами", - сказал парламентарий.
Он считает, что, если навести порядок в этой сфере, можно обеспечить "достаточно много поступлений в бюджет" только за счёт прозрачности процессов, цифровизации и искоренения коррупции.
Что говорят в правительстве?
Сегодня на брифинге в правительстве министр торговли Арман Шаккалиев заявил, что из-за возможного вывода части ОКЭД из "упрощёнки" цены могут разово подрасти, но сроки и масштаб пока неясны.
"Конечно, изменения будут. Речь шла о том, что будут единовременные, краткосрочные изменения — от 2,5 до 3 процентов в конечной стоимости. Это связано с изменениями налоговых режимов, учётных. Сегодня идёт очень активное обсуждение этого перечня, бизнес приводит аргументы. Думаю, будет принято сбалансированное решение", - сказал Шаккалиев.
Министр также отметил, что выводы и меры стабилизации предложат после публикации финального перечня.
Отметим, что уполномоченный орган в этой сфере - Министерство национальной экономики. В пресс-службе ведомства нам сообщили, что прокомментируют ситуацию после публикации официальных документов.