ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
25 марта 2024 | 08:39

"Объединить народ, род, племя, семью можно только историей" - эксперт

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов Фото ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов

Казахстан - страна с многовековой историей, которая пережила многое. За годы существования в казахской степи сформировались свои устои, обычаи и традиции, собственная идентичность.


Иконка комментария блок соц сети

Казахстан - страна с многовековой историей, которая пережила многое. За годы существования в казахской степи сформировались свои устои, обычаи и традиции, собственная идентичность.

Что же должно объединять народ Казахстана? Какие основные моменты нашей истории должны стать основополагающими для идеологии? В разговоре с корреспондентом Tengrinews.kz ведущий научный сотрудник Института истории имени Шокана Уалиханова, историк Салтанат Асанова поделилась размышлениями о факторах, которые могут стать главными для консолидации общества в Казахстане.

"Объединить народ, род, племя, семью можно историей. Это непреложный фактор культуры, этнологии и прочих направлений. Когда необходимо объединить какую-то общность, то ее можно объединить на базе истории, на базе прошлого. Только прошлое дает нам основание для того, чтобы понять настоящее и обрисовать перспективы будущего.

То, что наш Президент апеллирует к истории, как к основному источнику консолидации современного казахстанского общества, - это совершенно правильно и верно. При этом возникает такой аспект современного отношения к истории. Он становится сферой больших идеологических, иногда даже каждодневных споров, дискуссий, поскольку отношение к прошлому сейчас очень актуализировалось. Это происходит не только в Казахстане, но и во всем мире. Это происходит потому, что мы стоим накануне или уже находимся в процессе резкого изменения мира, структуры человечества", - говорит Асанова.

По словам историка, раньше мир был биполярным. Это был лагерь двух крупнейших систем, во главе которых стояли две супердержавы: США и Советский Союз. И все остальные части мира выбирали полюс притяжения. Такой порядок установился после окончания Второй мировой войны. И к концу XX века эта система устоялась. Она устоялась настолько, что всем стала привычной. Но человеческая история обладает той особенностью, что у нас никогда ничего не бывает окончательного. Наша сущность, наше бытие состоит в том, что все меняется и нет ничего вечного.

"К началу XXI века эта двухполярная система начала рушиться. Крушение Советского Союза и крушение коммунистической, социалистической модели устройства общества, как наиболее оптимальной модели и торжество западной либерально-демократической модели мира. Мы все были свидетелями, как критиковали и отказывались от всех принципов коммунистического, социалистического устройства общества. Наше советское прошлое называли "совком", все находились на волне критики и резкого неприятия даже достижений советского строя, советского мироустройства. Создалось впечатление, что осталась только западно-либеральная модель.

Американский философ Фрэнсис Фукуяма сказал, что нам некуда больше развиваться, мы достигли пика совершенства и теперь развитие мира состоит в том, чтобы эту модель распространить по всему миру. Этим якобы должно было закончиться развитие человечества. Дальше мы пойдем осваивать миры, внеземные цивилизации и так далее. Но 11 сентября 2001 года показало, что это не так. Что не все и не везде хотят принимать все ценности и идеологемы западного либерально-демократического мира. И сегодня мы с вами являемся свидетелями вот этого резкого противостояния и попыток найти новую модель устройства человеческого общества. Либерально-демократическая модель тоже сейчас критикуется", - отмечает Асанова.

По ее мнению, советское прошлое критикуется, но уже критикуется попыткой реформирования и ревизии этой модели. Тем не менее, понятно, что нужно найти новую модель.

"И чтобы ее найти – опять-таки необходимо обращение к истории. Именно к тем понятиям и истокам, которые являются вечными. А какие у нас являются вечными понятия? Это семья, род, племя, то есть кровное родство, связь с почвой, землей, на которой ты родился. Как казахи говорят "кіндік қаны тамған жер". То есть "земля, на которую капнула кровь с пуповины". Именно это становится главной основой, на которой мы можем искать себе дальнейшие пути. Поэтому обращение к истории становится актуальным по всему миру и, конечно, актуальным у нас.

Что мы можем в нашей истории взять такого важного, основополагающего, которое даст нам ориентиры на будущее? Наша традиционная культура, которая существовала тысячелетиями и наследниками которой мы являемся - исчезла. Потому что исчезло кочевое скотоводство, оно уже не существует. Но мы, казахи, безусловно, являемся носителями и духовными наследниками Великой кочевой цивилизации. И поэтому нам особенно важно реконструировать тот образ жизни, те духовные ценности, которые были распространены на нашей территории", - говорит историк.

По словам Асановой, такие явления, как демократизм, гуманизм, экологичность являются главными содержаниями того образа жизни, которые существовали в кочевом обществе.

"В кочевом обществе не было тюрем и смертной казни. Высоко ценилась человеческая жизнь, в целом даже военные столкновения очень часто решались поединком главных батыров. Хан избирался всегда. И статус хана всегда зависел от его реального легитимного авторитета. Если хан не нравился - мы откочевывали. И уходили к другому хану – с хорошим характером и правильной политикой. Таких моментов в нашей истории много", - рассказала историк.

Асанова отметила, что хотя Наурыз и является общим центральноазиатским праздником, но именно казахская специфика празднования Наурыза связана с обрядом Корису.

"Зимовка для кочевников – это было очень тяжелое время, это испытание. И, как правило, если в летнее время община собиралась на жайляу, присутствовал весь род, то на зимовку они дробились и уходили, потому что условия сложные и выжить в этих условиях было лучше меньшим коллективом людей. У каждого казаха 99 наименований кровных родственников. И вот всю эту трудную 6-месячную зиму они не знали, что с их родичами. Мы народ, который без родни жить не может, поэтому вот знать, что с ними, всегда очень важно. Поэтому, как только начинается весна и световой день прибавляется – у нас идет обряд Корису. Это встреча после зимы, как бы казахи говорят, "Қайтқанға көңіл айту, туғанға бата беру, тіріге сәлем беру". То есть умершим сказать соболезнования, поздравить с рождением детей и живых поприветствовать. Вот это Корису. Этот процесс длился очень долго. Сначала Корису с кровными родственниками, а потом дальше и дальше, пока всех родственников не обойдут – на это, наверное, уходил целый месяц", - отметила она.

По словам Асановой, у нас сейчас реализуется обращение именно к идентичности прошлой. И это дает нам силы консолидации, единства. А для казахского народа на современном этапе ощущение единства, общей судьбы очень важно.

Она отметила, что исторические знания имеют несколько слоев или несколько ступеней. Есть историческое знание на обыденном уровне. Оно зиждется на случайных рассказах, фильмах, рассказах дедушки и бабушки, остатках школьного образования, это так называемый бытовой уровень исторического знания. Он присутствует всегда.

"Следующий уровень – это уровень государственно-политический, он реализуется прежде всего в сфере внутренней политики и в системе образования. Там должно быть более выверенная, относительно приемлемая для данного этапа развития общества история. И есть еще третий уровень исторических знаний – это знания научные. То есть знание истории с точки зрения специалистов, которые посвятили свою жизнь ее изучению. Их знания никак не могут соотноситься со знанием бытового уровня. Правильно не смешивать эти три уровня. У нас, к сожалению, в процессе крушения Советского Союза и очень резкой смены идеологемы произошло резкое изменение исторического знания. Все делится на белое или черное, хорошее или плохое. Хотя все профессиональные историки знают, что в истории вообще не бывает белое-черное. В истории всегда, скорее всего, все серое. Это срединный путь", - говорит историк.

По ее мнению, казахстанцы должны понимать, что мы сейчас живем в очень сложное время.

"Вся наша история – это история между жизнью и смертью. Быть или не быть. Поэтому, конечно, сейчас у нас опять стоит такой вопрос. Грядут большие изменения в мире, конечно, и нам опять надо сплотиться, объединиться и выйти единым фронтом. Как одно маленькое племя. Но сильное. Со своими вымпелами и флагами", - заключила Асанова.

Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети