Уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева прокомментировала трагедию с шестиклассником, покончившим с собой в селе Саймасай Алматинской области, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
По её словам, в настоящее время по факту смерти ребёнка идёт следствие. Закиева отметила, что специалисты офиса уполномоченного по делам детей, проанализировали все случаи детских суицидов и попыток самоубийства в стране, включая трагедию в Саймасае.
"В 62 процентах случаев завершенных суицидов и в 45 процентах попыток определяющим обстоятельством стали сложные отношения в семье, давление и предъявление чрезмерных требований к детям, жестокое обращение, отсутствие внимания и заботы, психологическое давление, буллинг со стороны родителей, пренебрежение интересами ребёнка, высмеивание, а также возложение на него несоразмерных возрасту обязанностей. В 10 процентах случаев суицида дети увлекались определённой литературой, играми, при этом семьи находились в сложных жизненных обстоятельствах, таких как смерть близких или лишение свободы родителей. При этом в пяти процентах случаев дети имели психические заболевания", - рассказывает Динара Закиева.
Все нормально только на бумаге
Трагедия в Саймасае вскрыла проблемы с реагированием госорганов на жалобы детей, оказавшихся в сложной ситуации. После гибели ребенка в управлении образования области заявили, что семья стояла на учете как малоимущая, случаев злоупотребления алкоголем или физического насилия над детьми не зафиксировано.
Местные жители не согласились с комментарием акимата. Они до сих пор сообщают корреспондентам Tengrinews.kz новые ужасающие подробности жизни ребенка.
"Отчим избивал мать, она много раз жаловалась. Над детьми издевался очень сильно. Она каждый раз приходила в синяках, говорила, что посадили сына на цепь, всю ночь он на цепи просидел. Приходил как-то зимой ее младший сын, в одних штанах, голодный, раздетый, холодный. Я его впустила, накормила. Потом мать на меня заявление писала, что я удерживала ребенка. А их двое суток дома не было, я куда должна была ребенка отправить – на улицу выгонять? Постоянно пьет", - рассказала нам местная жительница.
Как стало известно, мальчика похоронили 29 октября.
"Со школы на похороны всего четыре человека пришло, представляете", - недоумевают соседи.
"Дорогой, любимый дневник"
Ранее в мессенджерах распространились фото страниц рукописного дневника. Жители Саймасая утверждают, что его вёл погибший мальчик. В нём автор упоминает, что в один из дней одноклассники заглянули в его записи. Кстати, именно так эти страницы личной тетради попали к журналистам: одноклассницы сфотографировали их еще в прошлом году, фото разошлись по чатам, а после трагедии вышли за пределы поселка.
Судя по написанному, автор очень дорожил этим дневником, он обращается к нему "мой дорогой любимый дневник" и часто извиняется перед ним, что какое-то время не вел записей.
Вот некоторые выдержки из дневника:
"Почему все счастливы, но я никогда не счастлив. В мою сторону только маты, и мне подарки не дарят. Я не такой плохой. Я могу измениться, но для этого надо много, а у меня этого нет…"
Судя по записям, автор страдал от того, что, по его мнению, к нему в семье относились хуже, чем к другим детям. Например, он писал: "… у старшего брата две пары кроссовок, а я зимой в летних хожу...".
В дневнике говорится о переживаниях из-за сломанного телефона: "Завтра у моего папы зарплата и он мне ничего не купит. (...) Была бы моя воля, я бы починил, если бы у меня были деньги, а их нет…"
Очень много записей в тетраде об обидах и несправедливом отношении:
"…Я не понимаю, почему, почему, почему все так со мной. Как будто я кукла, которую можно бить, орать, ругать. Моя судьба, будто издевательство... Потому что, кроме как орать на меня, только ругать, бить, орать… Бесконечные оскорбления, ведь я не могу так жить с таким грехом, ведь я не нужен всем, ну а че, ведь я будто отброс, я отброс, простой отброс, я отброс. Я ненужный…"
"Мне очень, очень больно. Я не представляю почему, почему со мной все так обращаются, будто я (нечитаемо - прим. автора), с которым можно обращаться как захочется. Захочешь – убей, издевайся, да что хочешь…".
Страшная статистика
Случай в Саймасае, где ребенок остался один на один со своей бедой и не смог справиться, не единичный в Казахстане.
Так в Актюбинской области суицид совершил мальчик, который часто пропускал занятия из-за того, что присматривал за младшими детьми.
"Результаты диагностик показали у мальчика высокий уровень агрессии, однако психоэмоциональному состоянию ребенка специалисты внимания не придали, соответствующую работу с ребенком, а тем более с матерью, не провели. При этом мальчик состоял в "группе риска" по социальным показателям", - рассказывает омбудсмен.
В Костанайской области суицид совершил ребенок из неполной многодетной семьи. Мать подростка состояла на учете как "родитель, не исполняющий своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющий на их поведение".
"Анамнез семьи был отягощен суицидами родных: отца ребенка и родственников. Несмотря на данные факты, ребенок не состоял на учете психолога и других видах учета, соответственно работа с ним не проводилась", - вспоминает пример из практики уполномоченный по правам ребенка.
Как отметила Динара Закиева, в 51 проценте случаев помощь детям не была оказана из-за некачественной диагностики.
" При этом в 38 процентах случаев даже при выявлении признаков суицидального поведения, дети не получили своевременной и достаточной поддержки. То есть 48 детей можно было спасти, если бы школа вовремя внимательно отнеслась к каждому ребёнку и, выяснив причины, обратилась в органы. Но школы часто скрывают либо игнорируют", - привела она статистические данные.
Единая система профилактики суицидов среди детей и подростков
По словам Закиевой, в настоящее время в стране активно ведётся работа по созданию системного и единого подхода к профилактике суицидов и повышению уровня психологического благополучия среди детей и подростков.
В каждой области открыты Центры психологической поддержки, основной задачей которых является внедрение единой программы профилактики суицидов, координация действий специалистов, обучение школьных психологов и контроль эффективности их работы.
"Программа включает 21 методику диагностики, направленную на выявление признаков насилия, стресса, депрессии, тревожности, агрессии и других состояний, требующих внимания специалистов", - рассказывает она.
Однако стоит отметить, что диагностика проводится только с письменного разрешения родителей, которое предоставляется перед началом учебного года.
"Параллельно ведется разработка цифровой платформы, которая позволит проводить диагностику в удобном формате — через школьные компьютеры или мобильные устройства детей. Это обеспечит сохранность данных и возможность их системного анализа".
Для усиления контроля за оказанием помощи детям, находящимся в группе риска, отмечает омбудсмен, вводится специальная форма индивидуальной работы, которая позволит отслеживать процесс выявления, сопровождения и поддержки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, неблагополучных семьях, переживающих развод родителей или утрату близких.
"Сейчас проходит активная фаза внедрения данных механизмов во всех регионах. Особое внимание уделяется цифровым методам обратной связи. Во всех школах страны внедрён QR111 — специальный код, позволяющий детям быстро обратиться за помощью в службу поддержки 111", - рассказывает Закиева.
Благодаря этой системе, по данным собеседницы, в 2025 году удалось предотвратить 34 случая суицида, когда дети уже планировали попытку, а также оказать помощь по 2 740 случаям сложных психоэмоциональных состояний, насилия и буллинга.
Школа страха: в Жамбылской области вскрылись жуткие факты насилия над детьми