Аутизм - это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но, применяя правильные методики, со временем можно скорректировать и адаптировать человека к социальной жизни. Как рассказала директор программ фонда Булата Утемуратова Жаныл Мукашова корреспонденту Tengrinews.kz, в Казахстане необходимо законодательно решать вопросы, направленные на лечение детей, страдающих аутизмом, так как в стране работают еще по старым классификационным программам.
Аутизм - это не болезнь, а состояние, с которым человек рождается. Его невозможно вылечить, но, применяя правильные методики, со временем можно скорректировать и адаптировать человека к социальной жизни. Как рассказала директор программ фонда Булата Утемуратова Жаныл Мукашова корреспонденту Tengrinews.kz, в Казахстане необходимо законодательно решать вопросы, направленные на лечение детей, страдающих аутизмом, так как в стране работают еще по старым классификационным программам.
В аутизм-центр "Асыл Мирас" в Астане прибыли международные консультанты из Carbone Clinic Кэрол Роксбург и Сухдев Хансра.
Как сказала Жаныл Мукашова, основная цель их приезда - проведение оценки деятельности центра, программ, методик, технологий и дача рекомендаций, как улучшить и какие еще использовать методики для работы с детьми-аутистами.
"Мы в наших центрах используем и внедряем только те методики и инструменты, которые в мире доказаны, протестированы и считаются эффективными. В мире очень много технологий, практик, но большинство из них входят в группу, которая не имеет достаточного доказательства. Родителям очень важно знать, что нужно получать только те технологии, которые доказаны, которые эффективны. Чтобы не навредить развитию ребенка, родители это должны четко понимать. Консультанты из Carbone Clinic используют прогрессивные методики", - сказала директор программ фонда.
В центре журналистам удалось поговорить с родительницей Нургуль Кадыровой. Ее маленькая дочь Каусар посещает "Асыл мирас" уже третий месяц. По словам мамы девочки, результат превзошел ожидания.
"У меня дочка вообще ничего не могла делать, даже пирамидку собрать. Как начали ходить в "Асыл мирас", уже через неделю стал заметен результат. Она начала не только здесь заниматься, но и дома - стала более самостоятельной. Ребенку 3,5 года. Обнаружили (расстройство - прим.) мы в три года, потому что у нее не было речи, она даже: "мама", "папа" не говорила, а сейчас все повторяет - любые слова. Сама их не использует, только повторяет, но это уже большой успех. У нее появился интерес - она стала по карточкам заниматься. Я очень благодарна педагогам, потому что если бы они меня не научили, я не знаю, что бы с ней делала. Они меня адаптировали, моего ребенка к окружающему миру. Я даже не верила, что какие-то результаты будут, потому что у нее не было зрительного контакта, ей было все неинтересно. И как только пошли занятия, начало корректироваться поведение", - поделилась Нургуль Кадырова.
Она считает, в обществе отношение к детям-аутистам напрямую зависит от родителей. Если мама и папа к своему ребенку будут относиться как к обычному малышу, то и у посторонних будет формироваться такое же поведение.
"Аутист - это в целом не проблема, их сейчас много, может, это какая-то новая раса, мы же не знаем. Это такие дети, у которых в каком-то направлении ум лучше развивается, они могут быть гениями. Когда на меня взрослые смотрят, что у меня ребенок неадекватно себя ведет, истерично, я особо не реагирую", - призналась Нургуль Кадырова.
Как сказала специалист из Carbone Clinic Кэрол Роксбург, раннее вмешательство в работе с детьми-аутистами обеспечивает лучшие результаты.
"Но есть случаи, когда выявляется расстройство в более позднем возрасте. Тогда применяются те же самые принципы, тот же самый дизайн программ, которые мы разрабатываем. Сначала идет оценивание, какие навыки не развиты, что необходимо для ребенка. Очень важно найти причину поведения. Если мы найдем причину, то тогда мы найдем эффективную программу. Дети с аутизмом могут учиться из окружающей среды как нормально развивающиеся дети", - сказала Кэрол Роксбург.
"То, что делают специалисты центра, - это прекрасно. Но чего не хватает в Казахстане - это местных тренеров, которые являются аналитиками поведения, поэтому центру приходится привозить из-за рубежа экспертов, именно в этой сфере, чтобы они проводили, тренинги, обучение для местного персонала. Не хватает определенной университетской программы, которая бы готовила местных специалистов по аналитике поведения, это основная сложность (в работе с детьми, страдающими аутизмом) в Казахстане", - добавила Кэрол Роксбург.
Она отметила, что структура в центре уже хорошо организована. Их задача - провести тренинг, в рамках которого они дадут новые рекомендации, программы обучения персонала в работе с детьми-аутистами.