Заместитель министра внутренних дел Игорь Лепёха заявил, что проблема использования электросамокатов в Казахстане остаётся крайне актуальной, несмотря на уже принятые законодательные поправки, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
Об этом замминистра рассказал во время обсуждения закона "О профилактике правонарушений" в Сенате.
По его словам, с начала года в стране зарегистрировано 372 дорожно-транспортных происшествия с участием самокатов. В результате погибли три человека, ещё 385 получили ранения. Как подчеркнул заместитель министра, вопрос активно обсуждается в обществе и вызывает серьёзную обеспокоенность у граждан.
Лепёха отметил, что за нарушения правил использования самокатов к ответственности уже привлекли около 29 тысяч человек. При этом шеринговые компании, по его словам, фактически не несут ответственности.
"Очень много жалоб поступает в органы внутренних дел. В первую очередь на то, что самокаты бросают где попало: они мешают парковаться и ходить по тротуарам. Все лето мы были вынуждены собирать эти самокаты вместо коммунальных служб и отвозить их на штрафстоянки, потому что других мер воздействия нет. Ответственности на сегодняшний день никакой нет", — возмутился замминистра.
Он подчеркнул, что в любой сфере наряду с правами должны быть чётко прописаны и обязанности. Сейчас, по словам Лепёхи, МВД пытается узаконить деятельность шеринговых компаний, чтобы у них были не только права, но и конкретные обязательства, включая вопросы страхования и безопасности.
По поводу новых требований заместитель министра напомнил, что для вступления закона в силу даётся шесть месяцев. Накануне представители МВД провели встречу с шеринговыми компаниями, где обсудили технические возможности регулирования.
"В развитых странах это работает, и работает успешно. Есть техническая возможность замедлять скорость, ограничивать доступ в отдельные зоны, места общего пользования. Наши технические специалисты подтверждают: всё это вполне реализуемо", — отметил Лепёха.
Он также пояснил, что ответственность операторов будет наступать только при наличии технической возможности контроля. Если такой возможности нет, например из-за отсутствия сигнала, административная ответственность применяться не будет. Эти разъяснения, по его словам, уже доведены до представителей компаний.
Одновременно в законодательство вводятся изменения по статье 615 Кодекса об адмправонарушениях — "Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения". К "иным участникам" официально добавляют водителей электросамокатов.
Это позволит привлекать их к ответственности за нарушения, в том числе за езду по проезжей части, управление без прав и другие правонарушения. Штрафы составят 2 МРП (8 650 тенге в 2026 году) по первой части и 10 МРП (43 250 тенге в 2026 году) — по второй.
"Мы будем работать не только с компаниями, но и с самими водителями самокатов. При этом согласно закону контроль за местоположением самокатов возлагается именно на шеринговые компании", — подчеркнул замминистра.
По его словам, в ближайшие шесть месяцев система будет тестироваться в рабочем режиме. Если потребуется, отдельные вопросы дополнительно отрегулируют на уровне подзаконных актов.
"Я думаю, за полгода компании вполне в состоянии привести эту систему в надлежащее состояние", — резюмировал Игорь Лепёха.
Контекст
Напомним: по данным аналитиков, в Казахстане за последний год значительно увеличилось количество аварий с участием водителей электросамокатов. За январь —август этого года зарегистрировали 153 ДТП, в которых автомобили сбивали водителей электросамокатов. Больше всего аварий произошло в Алматы — 79 случаев, в Астане — 38 случаев, в Шымкенте — 11 случаев.
В сентябре на портале epetition.kz опубликовали петицию с требованием запретить аренду самокатов в Казахстане. Однако она не прошла модерацию госорганов, и её не допустили к публикации.
Ранее электросамокаты официально отнесли к транспортным средствам, для управления которыми необходимы страховка и регистрационный номер.