В последнее время новорожденным в Казахстане все чаще дают необычные имена. К примеру, родителям хочется назвать малышей Айлинами, Райянами, Акбарами, Платонами, Дамианами, Снежанами и так далее. Эти имена в ряде случаев не являются новыми, однако звучат необычно и тем самым разнообразят именную палитру в обществе. Корреспондент Tengrinews.kz обратился к социологам, чтобы узнать их мнение о том, с чем связана данная тенденция.
В последнее время новорожденным в Казахстане все чаще дают необычные имена. К примеру, родителям хочется назвать малышей Айлинами, Райянами, Акбарами, Платонами, Дамианами, Снежанами и так далее. Эти имена в ряде случаев не являются новыми, однако звучат необычно и тем самым разнообразят именную палитру в обществе. Корреспондент Tengrinews.kz обратился к социологам, чтобы узнать их мнение о том, с чем связана данная тенденция.
По словам социолога Серика Бейсембаева, статистика имен может многое рассказать о культурных предпочтениях, ценностных ориентациях и даже политических вкусах людей в стране. Так, в Казахстане есть поколение носителей чисто "коммунистических" имен, как Советхан, Съезбек, Кенес и так далее. В послевоенные годы резко увеличилось людей с именами Мамырбек, Женис, Батыр. В девяностые годы был большой спрос на имена ханов и батыров, отмечает Бейсембаев.
"Обычно мода на те или иные имена возникает как реакция на масштабные события и исторические переломы, которые оставляют серьезнейший отпечаток на массовом сознании. Если смотреть на современную статистику имен, то, мне кажется, можно увидеть два ключевых тренда, связанных с изменением нашего общества. Первое - это мода на универсальные имена, которые легко распознаются как на казахском, так и на других языках: Ален, Раяна, Айлин, Амир, Даниял, Дария и другие. Здесь, я думаю, очевидны "следы" глобальной массовой культуры и все большее включение казахского населения в городское пространство", - поделился мыслями социолог.
"Особенно последние несколько лет детей заметно чаще стали называть мусульманскими именами. Это - Ислам, Нурислам, Рамазан, Медина, Каусар. Среди славянских имен, я думаю, можно увидеть похожую тенденцию. Очевидно, что это отражение роста религиозности в обществе", - добавил Бейсембаев.
В свою очередь, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Казахстана Айман Жусупова согласна с Бейсембаевым, что в обществе произошла смена политических ориентиров.
Социолог привела парадоксальные предположения. Так, по ее словам, с одной стороны, существует теория, что старинные имена выбирают в случае превалирования в обществе консервативных настроений (многие новомодные имена имеют древнее происхождение - прим. авт.). Вместе с тем их неординарность может указывать на то, что общество становится более раскрепощенным, необычным.
"Некоторые связывают моду на старинные имена с ростом патриотизма", - уточнила Жусупова.
Мы отправим новости на ваш телефон. Подписывайтесь в Telegram @tengrinews