ПОДЕЛИТЬСЯ
22 июля 2023 | 07:53
Почему лесные пожары в Казахстане становятся настоящим бедствием: мнение профессионала
Лето для пожарных – не пора отдыха, а пожароопасный период. К сожалению, особенно это заметно в нынешнем году: вслед за масштабным лесным пожаром в области Абай сообщения о возгораниях на природе появляются чуть ли не каждую неделю. Почему небольшие природные пожары становятся для нас настоящим бедствием, мог ли пожар в Абае быть поджогом, должны ли пожары в Казахстане тушить добровольцы - об этом и многом другом корреспондент Tengrinews.kz поговорил с Сериком Аубакировым - генерал-майором противопожарной службы в отставке, директором Центра по чрезвычайным ситуациям и снижению рисков стихийных бедствий.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Лето для пожарных – не пора отдыха, а пожароопасный период. К сожалению, особенно это заметно в нынешнем году: вслед за масштабным лесным пожаром в области Абай сообщения о возгораниях на природе появляются чуть ли не каждую неделю. Почему небольшие природные пожары становятся для нас настоящим бедствием, мог ли пожар в Абае быть поджогом, должны ли пожары в Казахстане тушить добровольцы - об этом и многом другом корреспондент Tengrinews.kz поговорил с Сериком Аубакировым - генерал-майором противопожарной службы в отставке, директором Центра по чрезвычайным ситуациям и снижению рисков стихийных бедствий.
- Серик Габдуллович, почему природные пожары у нас приобретают характер ЧП областного масштаба, как это было в случае с лесным пожаром в "Семей орманы" в текущем году и пожаром в Костанайской области - в прошлом? Дело в нерасторопности чрезвычайных служб, отсутствии координации на местах или в чем-то другом?
- Нерасторопность МЧС я отметаю сразу. Если обратиться к закону о гражданской защите, то государственная противопожарная служба создается для защиты только населенных пунктов. Защита лесных массивов в ее основные задачи не входит. Если в городах есть норматив оперативного реагирования – 10 минут, то норматива реагирования в лесах для противопожарной службы просто не существует. Возникает вопрос: кто тогда способен оперативно реагировать на лесные пожары? В соответствии с лесным кодексом мониторинг за пожарной обстановкой в лесу и тушение пожаров возложено на подразделения Комитета лесного хозяйства и животного мира, или лесхозы, проще говоря. Они, в свою очередь, привлекают подразделения МЧС для тушения пожаров, то есть мы становимся для них приданными силами. Мы приехали, дайте нам участок, определите задачу, и мы будем ее выполнять. Однако на практике все руководство и вся ответственность, как правило, ложится на МЧС.
Теперь по поводу отсутствия координации. На мой взгляд, все дело в алгоритме реагирования - именно со стороны лесхозов и именно на ранней стадии. Раньше было так: наблюдатель на вышке засекает дым и сообщает своему руководству. Далее, если точка засечки дыма находится достаточно далеко, высылается авиаразведка с десантниками. Существует подразделение "Казавиалесоохраны" - это как отряд быстрого реагирования, который вместе с пилотами выясняет обстановку с воздуха, при необходимости они высаживаются и ликвидируют загорание на начальной стадии.
Сейчас же далеко не каждый лесхоз может себе позволить иметь на боевом дежурстве авиацию. И десантники, если честно, двигаются уже в пешем порядке, поскольку лес – это труднодоступная местность, либо на машине, а уже дальше – пешком. Из-за этого затягивается время разведки, тогда как пожар продолжает развиваться. Вдобавок, не всегда лесхозы способны оценить истинные размеры и угрозу на начальном этапе развития пожара. В итоге, когда информация поступает к нам, тушить уже надо не умением, а числом.
Поэтому здесь я бы не ссылался на отсутствие координации. Координация требуется, когда пожар уже упущен, достигает угрожающих размеров, и его нужно тушить всем миром, разными ведомствами. Взять, к примеру, недавний пожар в области Абай: там и Министерство обороны, и акиматы работали, коммунальщики подвозили воду - кого только не было. Естественно, подобное вмешательство требует серьезной координации. И на таких пожарах обязательно создается штаб. То есть отсутствие координации как таковой я не могу констатировать.
- Как вы расцениваете версию о том, что пожар в области Абай был вызван умышленным поджогом?
– Чтобы говорить о поджоге, нужно располагать основаниями. Существуют признаки поджога. Данных об этом у меня нет, поэтому я не берусь судить. Но сразу скажу: надо рассматривать все версии одновременно. Поджог – это труднодоказуемое преступление. Как правило, обстановка на месте возникновения пожара быстро меняется. Огонь уничтожает все, что можно. Поэтому доказать поджог очень сложно. Надо, конечно, вести следствие, что, собственно, и происходит сейчас в области Абай. Те, кому это поручено, занимаются своим делом. Я думаю, что они работают по правильному алгоритму, поэтому что-то комментировать не буду.
Пожар в области Абай: названы подозреваемые
- Какие первоочередные шаги необходимо предпринять для того, чтобы минимизировать последствия лесных пожаров и тушить их "в зародыше"?
- Тут много факторов. Расскажу об одном из них. Прежде всего необходимо автоматизировать процесс мониторинга. Создать прозрачную систему на основе цифровизации, которая бы фиксировала все первичные и последующие действия после "засечки" дыма, появления пламени или термоточки, как мы ее иногда называем, когда применяем космомониторинг в лесу. Для этого нужно использовать все имеющиеся средства. То есть мониторинг не должен быть однобоким. Это и камеры видеонаблюдения на вышках, которые исключат человеческий фактор. Ведь наблюдатель может заболеть, уснуть, уйти по своим делам. А камеры видеонаблюдения работают круглосуточно. Причем, это не такие камеры, которые у нас в подъездах стоят. Это цифровые камеры, под которые разрабатывается специальный софт, способный в автоматическом режиме засекать выделение дыма. Плюс к такому программному обеспечению обязательно прикладывается картографическая подложка: искусственный интеллект способен высчитать, на каком расстоянии появился дым, наложить эту точку прямо на карту, проложить к ней маршрут, если есть дорожная инфраструктура. То есть это достаточно серьезное видеонаблюдение. Хорошая система есть в Боровом. Это пилотный вариант, почему-то о нем сегодня мало говорят.
Далее - обязательно нужно использовать данные дистанционного зондирования земли. Также необходимо патрулирование территории запрограммированными дронами. С их помощью можно программировать маршруты; при этом можно устанавливать периодичность их вылета и возврата. В автоматическом режиме дроны передают информацию диспетчеру. Совсем недавно мы с вами были свидетелями шоу дронов в Астане. Это какой-то коллективный разум! Представляете, что может сделать десяток таких дронов? Если их правильно запрограммировать, они вылетят, охватят какой-то участок, и вся информация будет у диспетчера.
Световое шоу дронов на день столицы в Астане: как это было
Тем более что в Казахстане всего 3 процента территории покрыты лесом. Я думаю, для того, чтобы эти 3 процента защитить, можно найти средства.
Говоря о такой системе мониторинга, нужно понимать, что сама диспетчерская служба лесхозов также требует модернизации. Нужна ее полная цифровизация. Чтобы исключить возможные домыслы о практике замалчивания, занижения изначальной площади пожара, следует эти диспетчерские службы интегрировать в управления кризисных ситуаций ДЧС, а уже оттуда - в центр управления кризисными ситуациями МЧС Казахстана. Чтобы руководство лесхозов понимало, что каждое их действие либо бездействие или медлительность фиксируется в МЧС. Все это должно быть открыто и понятно. Ну и, конечно, сами центры МЧС тоже должны быть модернизированы и соответственно оснащены. Об этом недавно говорил и Президент, когда принимал министра по ЧС: одним из приоритетов министерства была названа цифровизация всех процессов, включая мониторинг, прогнозирование и принятие управленческих решений. Это очень правильно, я считаю.
Какие поручения дал Токаев главе МЧС
- Насколько осуществима цифровизация процессов с нашим качеством интернета, которое зачастую оставляет желать лучшего даже в крупных городах, не то что в лесных массивах?
- При отсутствии интернета дроны должны "поймать" спутник. Приведу такой пример. Недавно мы с партнерами при финансовой поддержке международных организаций демонстрировали в Центрально-Азиатском регионе возможности дронов. Знаете, что мы увидели? В селеопасный период прошлого года мы изучали с их помощью моренные озера. Эта зона, где полностью отсутствует какой-либо интернет. Выяснилось, что дрону для эффективной работы нужно "поймать" 8 спутников. Наш дрон, который мы здесь, в Алматинской области, подняли на высоту 3 700 метров над уровнем моря, "поймал" 12 спутников! Он спокойно отработал, выполнил все задачи, облетел это озеро. У камер дрона очень хорошее разрешение: мы сделали ортофотоплан, создали 3D-модель этого озера, что позволило изучить его борта более внимательно и спрогнозировать риски.
Вообще, в таких системах мониторинга нельзя однобоко использовать только радиосвязь или только интернет. Система связи всегда должна быть комплексной. Нужно использовать все виды связи, системы должны работать в разных режимах. В том числе они должны предоставлять возможность получать данные в онлайн-режиме. И это возможно! Пример тому – автоматизированный мониторинг селевой опасности в предгорьях Алматы. Я пять лет отработал начальником городского ДЧС, при мне это все внедрялось. Сегодня там у нас есть возможность получать онлайн-картинку каждого озера. При этом станция стоит в том месте, где нет интернета. Если ситуация становится критичной, то мы получаем не просто фото, а переходим на видео. Такие технические возможности сегодня существуют. Поэтому не нужно бояться, что без интернета все "упадет".
Фото из личного архива Серика Аубакирова
- Практика показывает, что пожарные части могут находиться на значительном удалении от мест возгораний (когда речь идет о лесах, горах, заповедниках), в то время как снабжение и подготовка тех же лесников оставляет желать лучшего. Как решить эту проблему?
- Повторюсь: государственная противопожарная служба предназначена для защиты населенных пунктов. А пожарные лесхозов – это как "объектовая" пожарная часть, которая создана для тушения пожара на начальной стадии. Значит, нужно просто их оснащать и обучать. Конечно, они не способны справиться с крупным пожаром. А держать там какую-то дивизию пожарных круглый год просто нерентабельно. Значит, необходимо эффективно работать теми силами, которые есть, и уметь тушить на начальной стадии. Возможно, пришло время пересмотреть нормы положенности для пожарно-химических станций в лесхозах. Например, если где-то нет нормальных дорог, как в лесном массиве области Абай, то просто нужно брать технику повышенной проходимости. Нужно нормально обучать людей.
Знаете, какая существует проблема с подготовкой пожарных в лесхозах? Это сезонная работа. Зимой они, просто-напросто, не нужны, их не финансируют. А раз не финансируют – значит, они "разбегаются", находят какую-то другую работу. Наступает весна – лесхозы снова набирают пожарных. Где гарантия, что те же самые люди придут? А новичков необходимо снова обучать.
В свое время мы предлагали и делали так. У нас в каждом гарнизоне есть школа профессиональной подготовки. Обучать новых сотрудников можно на их базе. Что такое пожарная машина, как подать от нее воду, как правильно использовать "хлопушки" в лесу, что такое ранцевая установка, сколько в нее помещается литров воды – всему этому можно научить там. Думаю, нужно двигаться в этом направлении.
- Как вы относитесь к идее создания добровольных пожарных формирований на примере Европейских стран? Или с огнем все же должны бороться профессионалы?
- Вообще, по добровольцам вопрос серьезный. Первое, что я бы отметил: на законодательном уровне в Казахстане не определен их статус, социальные преференции, практически нет соцпакета. В свое время нам удалось добиться выплаты единовременного пособия в случае травмы на пожаре или гибели. Но это крайние случаи. Чтобы до этого не доводить, добровольца надо нормально обучить. Недопустимо отправлять на тушение необученных людей, которые в любую минуту сами могут превратиться в объект спасения, травмироваться или, не дай бог, погибнуть. Поэтому все-таки я считаю, что должны работать профессионалы. А добровольцев можно использовать на профилактике.
Недавно слышал мнение одного эксперта: он говорит, что нужно сделать, как в Германии, где пожары часто тушат добровольцы. Я тоже был там, видел, как это организовано. В пожарной части сидит один диспетчер: машины в гараже - пустые, люди – каждый на своей работе. Один – врач, другой – плотник. Но все вместе они - добровольцы. Если случился пожар - их вызывают, они быстро прибывают в часть, садятся и едут тушить. При этом нужно понимать, что доброволец – это не всегда в Европе бесплатно. Если он занят на тушении пожара, то основной работодатель сохраняет ему заработную плату. Если он числится 15 или 20 лет в добровольных пожарных, то может рассчитывать на льготы в системе налогообложения, будет получать зарплату больше, чем у других. Может, он сможет раньше выйти на пенсию. У добровольцев за рубежом есть преференции, нельзя сказать, что они совсем бесплатно работают. И потом, нужно учитывать такие вещи, как социально-экономические условия, менталитет. Просто взять и сразу сделать, как в Германии, у нас не получится. У нас слишком разные условия.
Фото Турара Казангапова
Ранее сообщалось, что вице-министр по ЧС подал в отставку после критики Президента.
Читайте также: Режим ЧС объявлен из-за пожара в лесном резервате "Eртic орманы"
Пользуешься Telegram? Получай все главные новости Казахстана и самые интересные видео в один клик. Просто нажми сюда.
Вопрос от автора
Что вы об этом думаете?
Комментарии проходят модерацию редакцией
Показать комментарии
Читайте также