21 апреля 2020 | 13:38

Пользуются карантином. Казахстанки рассказали о жизни с тиранами взаперти

Аида Жунусова Журналист
Иллюстративное фото ©Турар Казангапов

Жесткий карантин, введенный из-за пандемии коронавируса, оставил тысячи женщин по всему миру под одной крышей с агрессорами. Только в Китае и во Франции количество случаев домашнего насилия выросло почти втрое. Самоизоляция послужила триггером для вымещения злости домашними тиранами и в Казахстане. И хотя официальная статистика свидетельствует о сокращении семейно-бытовых конфликтов, правозащитники бьют тревогу. Руководитель фонда "Коргау. Астана" Анна Рыль и директор кризисного центра для жертв бытового насилия в Алматы Зульфия Байсакова рассказали Tengrinews.kz, что делать жертвам бытового насилия, которые в данный момент не имеют возможности уйти от агрессора, и какую помощь им готовы оказать в условиях режима ЧП.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Жесткий карантин, введенный из-за пандемии коронавируса, оставил тысячи женщин по всему миру под одной крышей с агрессорами. Только в Китае и во Франции количество случаев домашнего насилия выросло почти втрое. Самоизоляция послужила триггером для вымещения злости домашними тиранами и в Казахстане. И хотя официальная статистика свидетельствует о сокращении семейно-бытовых конфликтов, правозащитники бьют тревогу. Руководитель фонда "Коргау. Астана" Анна Рыль и директор кризисного центра для жертв бытового насилия в Алматы Зульфия Байсакова рассказали Tengrinews.kz, что делать жертвам бытового насилия, которые в данный момент не имеют возможности уйти от агрессора, и какую помощь им готовы оказать в условиях режима ЧП.

"Реальная статистика далека от официальной"

Реклама
Реклама

Судя по данным, опубликованным на сайте qamqor.gov.kz, может показаться, что ситуация не изменилась или даже слегка улучшилась с введением карантина. В марте этого года в ЕРДР было зарегистрировано 185 уголовных правонарушений, совершенных в семейно-бытовой сфере, из них 30 убийств. За аналогичный период прошлого года было зафиксировано 219 уголовных правонарушений в этой сфере, из них 31 убийство.

Но, к сожалению, количество реальных случаев далеко от официальной статистики. Директор кризисного центра для жертв бытового насилия в Алматы Зульфия Байсакова уверяет, что число жертв бытового насилия резко возросло.

"В частности, резко возросло количество звонков на телефон 150, который принимает анонимные обращения в круглосуточном режиме. Люди консультируются, что они могут сделать в том или ином случае. Также увеличилось количество SMS-обращений и обращений на WhatsApp телефона доверия", - сказала правозащитница.

Директор кризисного центра считает, что причиной этому стало "неумение слышать и слушать" друг друга.

"Почему так происходит? Люди находятся постоянно в закрытом помещении совместно с членами семьи. Свою роль сыграло неумение слышать и слушать друг друга. Те социально-экономические трудности, с которыми на данный момент сталкивается практически каждый казахстанец, то есть психологическое давление и ажиотаж, которые имеют место в обществе, также негативно влияют на общее состояние членов семьи, и это приводит к тому, что люди перестают управлять своими эмоциями. Соответственно, это выливается в агрессию и насилие", - сказала она.

Только вот "неофициальную" статистику касательно увеличения случаев бытового насилия подсчитать трудно, ведь жертвы чаще всего не могут обратиться за помощью, они находятся под круглосуточным наблюдением со стороны своих агрессивных партнеров из-за карантина.

Почему за домашнее насилие отменили штрафы, объяснили в МВД.

"Агрессор в закрытом помещении ограничивает жертву. Она не может позвонить ни в полицию, ни в организацию, которая могла бы ей помочь. Если же женщины дозваниваются, то в основном спрашивают: "Что делать? Я сейчас даже разговаривать не могу, он сидит рядом, а я пишу в мессенджере. Помогите мне", - продолжила рассказывать Зульфия.

Фото ©Турар Казангапов

Проблема также заключается в некоторых особенностях режима чрезвычайного положения в Казахстане.

"Суды прекратили свою деятельность, и преступников, совершивших бытовое насилие, оставили без наказания, потому что согласно последним изменениям в КоАП только судебный орган может принимать решение о вынесении наказания агрессору. Понимая, что Казахстан в режиме ЧП, многие насильники просто этим пользуются, пугают жертву, утверждая, что ее "все равно никто не услышит".

К тому же полицейские сейчас задействованы на дежурствах на блокпостах, проверяют документы на улицах. Они не могут быстро реагировать на все факты насилия из-за высокой загруженности", - подытожила Зульфия.

За время карантина в кризисный центр, которым руководит Зульфия, обратились 12 женщин. Однако некоторых испугали новые правила: сначала жертв помещают на 14-дневный карантин в отдельное помещение от общего здания. Находящиеся на карантине не имеют права выходить из помещения, гулять, общаться с кем-то и так далее. Семь жертв отказались от таких условий, пять женщин с 10 детьми были размещены в кризисном центре.

Правозащитница рассказала несколько реальных историй.

"У нас живет девушка с двумя детьми, у которой нет документов, она еще не получила гражданство. Муж периодически избивал ее, в последний раз напал в состоянии алкогольного опьянения, нанес телесные повреждения средней тяжести. Все это происходило на глазах у детей, которые испытывали ужас. После случившегося она обратилась к нам. Однако когда наступил период затишья и раскаяния, подопечная поверила своему супругу, что обретет покой и счастье, и вернулась к нему. Буквально перед объявлением чрезвычайного положения она вновь вернулась к нам, потому что мужчина не сдержал свое слово, жестоко ее избил", - рассказала Зульфия Байсакова.

В центре также находится молодая женщина с двумя детьми, которая воспитывает двух девочек без мужа. У нее проблема возникла с родителями.

"Неумение общаться и находить общий язык привело к тому, что родители выгнали ее из дома. Они постоянно на нее кричали, оказывали давление, вплоть до физического насилия", - пояснила директор кризисного центра.

Недавно в кризисном центре оказалась мама пятерых детей.

"Муж позарился на молодую женщину, а свою жену избил и выкинул на улицу. Она осталась без образования и без средств к существованию. Полицейские ее привезли к нам. Сейчас она обучается шугарингу, изготовлению ободков на продажу, но это не может быть основным средством ее дохода, потому что этому нужно долго учиться. На основе данного примера хочу призвать девушек: будьте экономически независимыми. Необходимо в первую очередь получить образование!" - говорит Зульфия Байсакова.

"Хочу с собой что-то сделать"

Корреспондент Tengrinews.kz поговорил о происходящем и с руководителем фонда "Коргау Астана" Анной Рыль. Правозащитница также считает, что в условиях карантина идет всплеск обращений жертв бытового насилия.

"В первые дни карантина было очень спокойно. Но сейчас мы видим рост. Напряжение у женщин растет. Некоторые уже обращаются со словами: "Я хочу с собой что-то сделать". Настолько они отчаянные уже", - говорит Анна Рыль.

Фото:elements.envato.com

Анна Рыль говорит, что ситуация в семьях, где не было насилия и до карантина, в условиях самоизоляции не изменилась. Скорее обострилась ситуация у тех, у кого уже были острые или вялотекущие конфликты.

"Но эти конфликты сглаживались возможностью уйти к подруге или уехать к маме, например. Мужчины ходили к родственникам, друзьям или на работу. Карантин обострил и обнажил проблемы. К нам, например, обратилась женщина, которая проживала в Нур-Султане, однако из-за скандала с супругом была вынуждена уехать в Акмолинскую область, в итоге там и осталась", - пояснила Анна Рыль.

Бытовое насилие в Казахстане: как уберечь себя и своих детей

Не стоит забывать, что в опасности с агрессорами осталась самая уязвимая часть нашего общества - дети. И если у взрослых женщин есть возможность обратиться в кризисные центры, снять квартиру и спрятаться от насильника или уехать в другой город (если регион или город не закрыт на карантин), то ребенку тяжело предпринять какие-либо действия против взрослых абьюзеров.

"Сейчас я переживаю за неблагополучные семьи. Дети лишились не только возможности получения элементарных потребностей, к примеру горячего питания в школах, но и нормальных условий проживания. Родители могут выпивать и вымещать на них свое раздражение. Много разных моментов может быть", - считает Анна Рыль.

Для того чтобы предотвратить факты насилия в семьях, Анна Рыль просит наделить правозащитников некоторыми полномочиями, чтобы они могли "работать на опережение и выявление таких семей, а не просто по факту обращения". Кроме того, директор фонда "Коргау. Астана" просит увеличить финансирование кризисных центров и увеличить количество мест в них.

"Необходимо пересмотреть финансирование кризисных центров, сейчас в некоторых регионах мы их содержим за свой счет. Нужно изменить подход для социального заказа, он не совсем верный - сейчас сначала выполняется работа, и только потом покрываются расходы. Еще одна проблема - это то, что кризисные центры маломощные, то есть на 10-15 мест. В режиме чрезвычайной ситуации у нас просят разместить людей больше, чем мы можем вместить", - заключила Анна.

Что делать и куда обращаться?

В подразделении по защите женщин от насилия Департамента полиции Нур-Султана сообщили, что, несмотря на карантин, заявления принимаются в прежнем режиме, также выносятся защитные предписания. 

"За время введения карантина в связи с коронавирусной инфекцией количество правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений значительно увеличилось. А на канал 102 в день поступает около 50 звонков. Но не все эти звонки регистрируются как преступления, часто бывают моменты, когда участковый инспектор приходит по адресу, а стороны уже пришли к консенсусу и инцидент исчерпан. Или же после профилактической беседы стороны успокаиваются и живут мирно", - пояснили в подразделении по защите прав женщин от насилия. 

В ведомстве отметили, что полиция работает в усиленном режиме. Для предотвращения фактов бытового насилия участковый инспектор осуществляет обход административного участка и проверяет лиц, которые уже состоят на профилактическом учете. 

"Если вы оказались или были очевидцем бытового насилия, проявляйте гражданскую активность и не будьте безразличным. Может, ваша позиция спасет кому-то здоровье и жизнь", - попросили в полиции. 

Аналогичную информацию предоставили и в пресс-службе Департамента полиции Алматы: заявления принимаются в прежнем режиме. Однако отметили, что в городе обстановка стабильная, количество обращений не увеличилось. 

Фото ©Турар Казангапов

Если вы стали жертвой насилия:

1. Чтобы пресечь факт насилия и привлечь к ответственности насильника, позвоните в полицию на телефон 102, который работает круглосуточно и бесплатно;

2. Чтобы обезопасить себя от приближения, давления, угроз со стороны насильника, обратитесь с заявлением к участковому полицейскому, он обязан направить вас для прохождения бесплатной судебно-медицинской экспертизы, провести профилактическую беседу с агрессором, при определенных условиях - выписать защитное предписание;

3. Чтобы остановить насилие в семье, получить помощь, безопасное проживание в приюте, позвоните на телефон 150, который также работает круглосуточно, бесплатно и анонимно. По этому же номеру можно проконсультироваться с психологом и юристом.

Если партнер начинает употреблять спиртное или наркотики, необходимо заранее принять некоторые меры, такие как:

1. Предупредите соседей, если они слышат крики о помощи, стук по батарее, чтобы они могли сразу вызвать полицию по номеру 102;

2. Приготовьте сумку, в которой будут собраны документы, запасные ключи, небольшая сумма денег, вещи первой необходимости для вас и ребенка. Разместите ее в прихожей, чтобы при побеге от насильника можно было ее захватить с собой;

3. Заранее запишите на сотовый номера организаций, которые оказывают помощь жертвам бытового насилия.

Если ваш ребенок стал жертвой насилия:

1. Позвоните на телефон 102. Инспектор ювенальной полиции после вызова службы 102 обязан приступить к сбору материалов по факту насилия;

2. Позвоните на национальную телефонную линию доверия для детей и молодежи по номеру 150;

3. Обязательно обратитесь к детскому психологу (к школьному, медицинскому);

Стоит отметить, что проблема бытового насилия остро стоит и в других странах. К примеру, в китайской провинции Хубэй число обращений в полицию за время карантина выросло втрое. Во Франции только за одну неделю карантина число случаев домашнего насилия подскочило на 32 процента. В Австралии сейчас люди ищут в Google, что делать в ситуации домашнего насилия, на 75 процентов чаще.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная