Потомки репрессированных посетили музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма "АЛЖИР", созданный на месте Акмолинского лагеря жен изменников родины, сообщает корреспондент Tengrinews.kz
Потомки репрессированных посетили музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма "АЛЖИР", созданный на месте Акмолинского лагеря жен изменников родины, сообщает корреспондент Tengrinews.kz
По некоторым данным, в 1938 году в лагере находилось около 8 тысячи заключенных женщин.
Как сообщается на сайте музейно-мемориального комплекса, лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. В течение января и февраля заключенные начали поступать непрерывным этапом. Женщин привозили в АЛЖИР со всех концов страны.
"Мест для заключенных не хватало. И вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, жару и дождь, устанавливали в них нары. Вместо матрацев бросали на деревянный настил солому. Для отопления бараков женщины косили камыш, который в течение двух зим являлся основным видом топлива. Дневальные сутками подкладывали камыш в печь, но он давал так мало тепла, что температура в бараках не превышала 6-8 градусов", - говорится на сайте музейно- мемориального комплекса.
Наталья Григорьева приехала из Санкт-Петербурга. Она является внучкой узницы АЛЖИРа Евгении Крамер.
"Моя бабушка была осуждена на 5 лет как жена изменника родины. Ей тогда было 43 года, и это был март 1938 года. Ее мужа моего деда Якова Крамера уже не было в живых, он был осужден и расстрелян в феврале 1938 года в Москве как участник право-троцкистского блока за контрреволюционную деятельность", - рассказала Наталья Григорьева.
Долгое время она ничего не знала о своем деде и информацию о нем нашла в Казахстане. "Начала поиск через Казахстан, где бабушка отбывала наказание. Здесь нашла помощь и нашла своего деда" - говорит женщина.
"Я низко кланяюсь узницам АЛЖИРа", - сказала она на митинге в честь Дня памяти жертв политических репрессий. Среди приглашенных были не только потомки узниц АЛЖИРа, но и других людей, подвергшихся репрессиям.
"Массовые репрессии не обошли стороной ни одну республику бывшего Советского Союза и ни один народ. Жертвой неслыханного по своим масштабам террора мог стать любой человек. Не зависимо от национальной и социальной принадлежности отбывали наказание не совершившие никакого преступления жены, а порой и сестры, и матери репрессированных. Их изломанные судьбы, несбывшиеся надежды и мечтания унесены жестоким ветром сталинского террора в небытие", - такую речь произнес секретарь маслихата Астаны Сансызбай Есилов.
"Два миллиона наших сограждан в свое время на этой земле погибли от голода, многие народы были репрессированы и переселены сюда на казахскую землю. В 20-30-е годы прошлого века мы лишились практически всех представителей казахской интеллигенции, которые отстаивали интересы простых степняков и идею создания суверенного государства. К сожалению, их семьи не остались в стороне и им сполна пришлось вынести все тяготы и лишения жизни за колючей проволокой трудовых лагерей", - отметил Есилов.