На прошлой неделе акимат Алматы заявил о том, что ввел изменения в рабочие графики госслужащих – теперь они начинают рабочий день на 30 минут раньше, а также выдвинул предложения сместить начало занятий для студентов, разбив их на два потока, учеба у которых будет начинаться в разное время. Такие меры, по мнению руководства города, помогут отчасти решить проблему пробок и перегруженности общественного транспорта в мегаполисе.
Однако архитектор и урбанист Владислав Филатов считает, что "временные разбивки" потока людей проблемы, с которыми город столкнулся с началом учебного года, вряд ли существенно исправят. Своим мнением он поделился с корреспондентом Tengrinews.kz.
Пора задействовать окраины
По данным акимата города, на сегодняшний день количество студентов в городе насчитывает 202 тысячи. Госслужащих, судя цифрам департамента Агентства по делам государственной службы по Алматы, - 3488 человек.
"Предлагаемые сейчас меры могут помочь лишь частично, так как в первую очередь нужно бороться с главными причинами возникновения пробок: слабой организацией дорожного движения и отсутствием достаточного количества образовательной инфраструктуры на окраине города", - говорит эксперт.
Он уверен, что краткосрочные решения – это не выход.
"Нужно заниматься долгим и дорогим преобразованием города. Нужно строить школы, детсады и вузы на окраине города, в новых полицентрах. Чтобы потоки студентов были направлены не только в историческую часть города, но и в сторону окраин", - делится своим видением Филатов.
Автобусов много – толку мало
Отдельного внимания, отмечает Владислав Филатов, требуют городские автобусные маршруты и инфраструктура для них.
"Автобусов у нас в городе немало, но они стоят в пробках вместе с машинами. Чтобы этого не было, нужно делать больше выделенных полос, улучшать трассировку маршрутов. Автобусы, которые не стоят в пробках, будут ездить более свободными, поскольку люди будут понимать, что скоро приедет другой транспорт и не нужно набиваться в него", - говорит он.
Урбанистику забросили, а расплачиваться должны студенты
Один из предложенных акиматом вариантов решения проблем с пробками и переполненными автобусами - дифференцированный график начала занятий для студентов.
Но урбанист считает, что такой подход лишь навредит учебному процессу и не принесет ощутимых изменений на дорогах города.
"Эти меры не помогут по той причине, что студенты - народ необязательный. Да, они постараются ездить на пары пораньше. Однако будут и те, кто будет опаздывать, приезжать на учёбу заспанным. Процесс обучения пострадает. Получается, что город забросил заниматься урбанистикой в последние пять лет, но платить за это должна одна из самых незащищенных групп - студенты", - отмечает эксперт одну из неочевидных причин нецелесообразности дефференцированного графика.
Что касается второй смены, идея, по мнению Владислава Филатова, выглядит более жизнеспособной, но тоже не лишена изъянов.
"Кажется, что студенты смогут поспать и приехать попозже в университет. Тут могут быть негативные последствия для самих университетов, поскольку придётся проводить больше пар на одну и ту же тему. Тут есть риск, что преподавателям придётся несладко", - обращает он внимание на недостатки предложения.
Кроме того, отмечает Филатов, это не решает проблему пробок, а лишь смещает её.
"Тогда вторая смена будет выходить из института ближе к вечеру и будет попадать в вечерние пробки, в то время как первая будет соприкасаться с утренними. Не проще ли тогда всех студентов поставить по графику между двумя часами пик и распределить нагрузку немного ранее? Вопрос открытый", - говорит он.
Маломобильный транспорт улучшит ситуацию
В контексте борьбы с пробками и транспортной перегрузкой, особенно в часы пик, эксперт подчёркивает важность развития альтернативной мобильности — в частности, велосипедов. Но отмечает, для этого необходимо создать в городе инфраструктуру.
Напомним, ранее акимат подготовил масштабные перемены в работе и учёбе. В частности, изменён график работы местных исполнительных органов. Рабочий день теперь начинается в 8:30 вместо 9:00, а обеденный перерыв увеличен с одного часа до полутора. Также обсуждается перевод части госслужащих на удалённый формат.
Кроме этого, вузам и колледжам было предложено внедрить дифференцированный график начала занятий: часть учебных заведений будет начинать обучение с 8:00, часть — с 10:00.
Отметим, что с 15 сентября ряд государственных и квазигосударственных организаций в Астане также перейдут на новый график. Там рабочий день начнётся раньше — с 7:30–8:00 утра, чтобы разгрузить транспортные потоки в столице.