Необходимость кардинальных структурных изменений в системе правоохранительных органов России назревала долгие годы. В свете участившихся за последний год инцидентов по вине сотрудников милиции, в частности таких громких дел, как дело майора Евсюкова, дело об убийстве Эдуарда Гурцкая, а также тувинского сотрудника ДПС, застрелившего школьника, в России все чаще говорят о необходимости реформирования МВД и о том, что эта система себя изжила. Насколько она изменится после преобразования российской милиции в полицию, объявленного властью и по правильному ли пути идет Кремль?
Перемен, мы требуем перемен!
Год от года милицейский произвол приобретает все большую масштабность. Наконец, когда милиция стала очевидным государством в государстве, когда милиционер, рядовой и не очень, вышел из-под контроля центральной власти, а общество больше не способно сдерживать гнев и потеряло к милиции последние остатки уважения, когда страх перед милицией превышает страх перед бандитами, теми от кого она должна граждан защищать, только теперь Кремль наконец разглядел проблему. А может решил приоткрыть глаза на то, что необходимо в корне менять ситуацию и настало время перемен.
Для этого потребовались тысячи уголовных дел в отношении сотрудников милиции, взяточников, оборотней в погонах. Появились такие, как майор Денис Евсюков, расстрелявший невинных посетителей московского супермаркета, тувинский сотрудник ДПС, застреливший школьников. Погибли невинные жертвы, как абхазец Эдуард Гурцкая; томский журналист, избитый милиционерами в вытрезвителе; несчастный водитель снегоуборочной машины, пострадавший за задетый автомобиль подполковника милиции Анатолия Маурина, и многие другие. Когда общественность уже начала высказываться за полное упразднение министерства внутренних дел (МВД); после того, как сообщения об очередном правонарушении с участием сотрудника милиции стали чуть-ли не ежедневными, неповоротливая машина власти поняла, что дальше медлить нельзя и снизошла-таки до реформирования МВД.
Ремонт: капитальный или косметический?
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" 24 декабря 2009 года. Эта реформа, по словам российского главы, предусматривает как организационные изменения, так и изменения финансовых, правовых и кадровых вопросов. Медведев информировал, что численность сотрудников милиции уменьшится на 20 процентов до января 2012 года. Однако позднее стало известно, что реформирование МВД в финансовой части произойдет не ранее 2012 года, так как казне придется опустеть ни много ни мало, на 200 миллиардов рублей (6,8 миллиарда долларов). Ведь финансирование милиции будет осуществляться только из средств федерального бюджета, в то время, как сейчас почти половина поступлений приходит от субъектов федерации. Состав и численность сотрудников милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений - все это будет решаться на уровне правительства.
Тогда же премьер-министр Владимир Путин заявил, что зарплата милиционеров все равно не будет выше заработка служащих в вооруженных силах - еще одной проблемной категории российского общества. При том, что реформа произойдет лишь в 2012 году, уже сейчас появляются новые подробности задумок власти. Выступая 21 января на заседании Ассоциации юристов России, министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что в милиции вводятся новые критерии оценки деятельности, отменяющие "палочную систему" - когда работа милиционеров засчитывалась по количеству раскрытых дел, а не по качеству их работы, что позволяло применять частую практику "навешивания висяков" на самые беззащитные категории граждан.
Но наиболее сенсационным выглядит заявление главы Счетной палаты Сергея Степашина, который на заседании Ассоциации объявил о преобразовании милиции в профессиональную полицию. Возникает вопрос: а изменится ли система МВД от этого переименования? Ведь очевидно, что те меры, которые пытается предпринять правительство явно недостаточны для перехода к более качественной работе правоохранительных органов. Может быть власть надеется, что новое название изменит "плохую карму" МВД?
В этой связи стоит отметить, в чем разница между милицией и полицией, так как для рядового гражданина это, всего лишь, разные названия, обозначающие одно и то же. Конечно же, есть смысл сравнивать не сами названия, а системы, которые под ними скрываются. Милиция - это система государственных органов, исполнительной власти, выполняющих функции поддержания порядка и стабильности в стране, области, регионе. Говоря проще, эта система (милиция) бережет покой государства, так уж повелось со времен ЧК и НКВД. В странах же с развитой демократией система охраны правопорядка (как правило, там ее называют полицией) охраняет, прежде всего, гражданина, его права и свободы. Закономерен вопрос: а как изменится милиция, трансформировавшись в полицию, или российские полицейские продолжат терроризировать граждан, охраняя государство?
А как у них, за бугром?
При слове полиция большинству из нас на ум приходят культовые американские фильмы с их "крутыми" и справедливыми "копами". Именно полиция США является для многих государств примером для подражания, эталоном справедливости и источником безопасности граждан. Попробуем выяснить почему. Не стоит при этом забывать, что американской полиции почти 400 лет. Первый полицейский отдел был создан в Нью-Йорке в 1626 году. Отличительной чертой системы является децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия. Ими наделены различные ведомства исполнительной власти, не подчиняющиеся друг другу. Полиция входит в состав правоприменительной системы ведомств (Law enforcement agencies). Американская полиция имеется не только на федеральном уровне. Каждый штат также имеет свою собственную полицию, не зависимую от федерального правительства.
Федеральные органы проводят расследования преступлений, относящихся к подсудности федерального правительства, а следственные органы в штатах расследуют преступления, отнесенные к компетенции властей штатов. Интересно, что в США нет специального ведомства, которому подчиняются все правоохранительные органы. Большинство их функций относятся к ведению министерства юстиции. В этом и состоит знаменитая система сдержек и противовесов, так слаженно работающая в США, когда функции правоохранения распределены и находятся под контролем нескольких ведомств. Так, министерство юстиции возглавляется Генеральным прокурором США (US Attorney General).
В российском варианте, минюст США сравним с генеральной прокуратурой. Однако в ведении американского минюста, кроме прокурорских функций, существуют функции уголовного розыска, контрразведки, управления федеральными тюрьмами, исполнения судебных решений, обеспечения безопасности судов, судей и свидетелей, исполнения иммиграционного законодательства. В этой связи предложение депутата госдумы от "Единой России", члена генерального совета партии Андрея Макарова об упразднении всего российского МВД, в принципе, не кажутся абсурдными. Ведь кроме МВД, в России множество органов, в равной степени, могут распределить между собой функции милиции, исключив при этом систему подчинения, существующую ныне.
Помимо государственных служб, во многих развитых странах существуют органы местного самоуправления. В США это Управления шерифов (Sheriff’s Departments), во Франции - жандармерия, в Италии - карабинеры. В США именно службы шерифов выполняют основной объем работы по организации и уголовному преследованию правонарушителей в штате. В России же, при ее довольно разветвленном федеративном устройстве, власть является по факту до предела централизованной, такими же являются и все ее органы. При этом власть, сосредоточившая в своих руках основные рычаги воздействия, является весьма неповоротливой. Поэтому решение по реформе системы МВД видится в децентрализации, грамотном разделении функций одного министерства по сопряженным с ним ведомствам и с установлением, таким образом, постоянного внешнего контроля.
Пока же заявленные нововведения в российском МВД совсем не кажутся коренными, поскольку ничего из структуры и, главное, философии работы западной системы правоохранения не взято. По крайней мере, официально об этом никто ничего не сообщал. Логично предположить, что и результаты этой реформы будут соответствующими - миллиарды, потраченные на замену милицейских формуляров на полицейские, опять же, никакого уважения у граждан к полиции и ответная стрельба по этим самым гражданам. Примером может послужить опыт постсоветских стран, в частности, Казахстана, где полиция так и не открестилась от номенклатурного прошлого, и поменялась ровно настолько, насколько изменились буквы в ее названии. Так будет до тех пор, пока российская, да впрочем и любая власть, будет ставить перед правоохранительными органами задачу защищать государство, а не оберегать человека в государстве.
Необходимость кардинальных структурных изменений в системе правоохранительных органов России назревала долгие годы. В свете участившихся за последний год инцидентов по вине сотрудников милиции, в частности таких громких дел, как дело майора Евсюкова, дело об убийстве Эдуарда Гурцкая, а также тувинского сотрудника ДПС, застрелившего школьника, в России все чаще говорят о необходимости реформирования МВД и о том, что эта система себя изжила. Насколько она изменится после преобразования российской милиции в полицию, объявленного властью и по правильному ли пути идет Кремль?