ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
13 ноября 2022 | 15:00

"Реформировать - не значит сломать все старое". Интервью Олжаса Худайбергенова

ПОДЕЛИТЬСЯ

Олжас Худайбергенов Олжас Худайбергенов

16 ноября в Астане пройдет Форум стратегических инициатив, посвященный картине будущего Казахстана и приоритетным реформам ближайших семи лет. В дискуссии примут участие представители государственных органов и бизнеса, а специальными гостями станут соавтор книги "Почему одни страны богатые, а другие бедные" Джеймс Робинсон и автор книг "Черный лебедь" и "Антихрупкость" Нассим Талеб (онлайн).


Иконка комментария блок соц сети

16 ноября в Астане пройдет Форум стратегических инициатив, посвященный картине будущего Казахстана и приоритетным реформам ближайших семи лет. В дискуссии примут участие представители государственных органов и бизнеса, а специальными гостями станут соавтор книги "Почему одни страны богатые, а другие бедные" Джеймс Робинсон и автор книг "Черный лебедь" и "Антихрупкость" Нассим Талеб (онлайн).

Мы поговорили с организатором форума, старшим партнером CSI Олжасом Худайбергеновым о роли 2022 года в истории Казахстана, требующих внимания реформах, "шокирующих прогнозах" и панацее от "черных лебедей".

– 2022 год, весьма насыщенный различными событиями, подходит к концу. Каково ваше общее впечатление о нем? В чем будет заключаться главное отличие между декабрем 2021 года и декабрем 2022 года?

– На мой взгляд, главная характеристика 2022 года, в том числе и в политике, и в экономике, и в общественной сфере, – это необратимость происходящих изменений. В одном историческом моменте сошлись сразу несколько факторов, которые не позволят "откатить" все как было. И я говорю не столько про "трагический январь", сколько про всю цепочку событий этого года.

Прежде всего, изменились сами казахстанцы. Они стали смелее, требовательнее, внимательнее. Они готовы куда активнее, чем раньше, защищать свои права, они гораздо лучше знают свои права. В головах современной казахстанской молодежи, к счастью, не осталось "штампов XX века". Она готова не просто заявлять о своих проблемах, но и вступать в полноценный продуктивный диалог с государством.

За этот год все мы отчетливо поняли, что никто, кроме радикального меньшинства, не хочет драки, что все хотят договариваться. Именно поэтому важно, чтобы государство, оставаясь "слышащим", было еще и "слушающим", "понимающим" и "выполняющим". Ибо ничто так не разочаровывает, как игнорирование призыва к мирной беседе.

– Кто в таком случае является реальным представителем народных интересов, с которым государство могло бы вести полноценный диалог?

– Государству стоит отдать должное: за последнее время оно перепробовало много разных форматов диалога с обществом, от мониторинга социальных медиа и точечной реакции на отдельные высказывания до создания Национального курылтая. Но все это, на самом деле, лишь дополнительные инструменты, которые должны помогать представительным органам, имеющим конституционный статус. Сильные Парламент и маслихаты, действующие на принципах реальной политической конкуренции, ничто не заменит.

Важней инициативой является также взятый с недавних пор курс на децентрализацию государственного управления. Недопустимо, чтобы граждане по каждому проблемному вопросу были вынуждены обращаться в центр – это, прежде всего, долго. Равно как и недопустимо, чтобы некто в центре решал, как и на что должны расходоваться бюджеты регионов. Проблемы на местах должны решаться там же, оперативно и без лишнего шума в республиканских медиа. Для этого нужно больше полномочий в обмен на большую ответственность.

– Ответственность и полномочия – только местным исполнительным органам или кому-то еще?

– Недооценен и не до конца реализован потенциал горизонтальных инициатив – независимых общественных объединений, волонтерских движений, ОСИ, которые, к сожалению, пока работают не так, как задумывалось. Люди, которым не все равно, уже сделали не один шаг вперед – государству остается только их поддерживать, но последовательно и непротиворечиво.

Кто уж точно не является истинным представителем народных интересов, так это так называемые "поэты упадка", которые поют об упадке и тогда, когда он есть, и тогда, когда его нет. Благодаря им в общественном сознании сохраняется убежденность в том, что вокруг все плохо. Разумеется, поводы для сожаления есть всегда, в отличие от поводов для радости – в особенности это касается экономики. Но куда важнее не концентрироваться на негативе, не упиваться этим упадком, не останавливаться, а найти в себе силы для следующего шага.

Следующие семь лет могут стать лучшими в истории Казахстана – если приложить правильные усилия. Мы же слишком много говорим о прошлом, очень мало говорим о настоящем и вообще не говорим о будущем. В том числе поэтому CSI решил посвятить очередной Форум стратегических инициатив видению #Qazaqstan2029. Чтобы понять, каким может стать Казахстан через семь лет. Каким мы хотим и, главное, не хотим его видеть. И что нужно сделать, чтобы допущенные ранее ошибки не повторились.

– 2022 год наглядно продемонстрировал, как нестабильная геополитическая ситуация может разрушить любые планы. Если пользоваться терминологией гостя форума Нассима Талеба, к Казахстану, как и ко всему миру, прилетела целая "стая" "черных лебедей". Как противостоять тому, что невозможно предсказать?

– Как показывает опыт, иного оружия против "черных лебедей", кроме адаптивности, нет. Сказать в моменте, что именно этот рецепт является однозначно правильным против именно этого кризиса, невозможно. Важно, во-первых, помнить, как точно не нужно поступать, поэтому критически важно сохранение институциональной памяти. Во-вторых, нужно вооружаться, прежде всего, выверенными с точки зрения методологии социологическими исследованиями и постоянно совершенствующимися инструментами анализа больших данных. Они не смогут предсказать появление очередного "черного лебедя", но точно позволять адаптироваться к принесенным им изменениям.

Что же касается конкретно геополитики, то, как я уже говорил ранее, иного пути, кроме переговоров, нет и быть не может. Войны порождают "черных лебедей", переговоры сокращают их популяцию. И поэтому важно приветствовать и поддерживать инициативы, способствующие мирному диалогу на различных уровнях, в различных регионах мира и в глобальном масштабе. Иначе неопределенность будет только нарастать, а это в долгосрочной перспективе не выгодно никому, даже "победителям в моменте".

– Каково ваше видение #Qazaqstan2029? И с чего, на ваш взгляд, стоит начать реформы на пути к нему?

– Прежде всего, Казахстан–2029 – это страна свобод. Свободы создают возможности. Казахстанцы прагматичны, активны и инициативны, нужно их просто не демотивировать. Минимум – не мешать, максимум – поощрять и создавать необходимые условия. Особенно это важно в отношении огромного нераскрытого потенциала женщин, которые в силу разных причин не всегда имеют возможность реализовать все свои таланты.

Соответственно, все реформы должны быть так или иначе ориентированы на замены несвободы свободой. В особенности это касается верховенства права, без которого любые права и свободы легко попираются. Понятие справедливости, о котором мы очень много говорим в последнее время, воспринимается всеми по-разному, и я в попытках обобщить сформулировал бы его так: справедливость есть все то, что дает больше свобод. Не вседозволенности, а именно свобод, конструктивных по своей сути.

Запускать назревшие реформы, например, в правоохранительной и судебной системах, никогда не поздно. Важно при этом помнить, что реформа не подразумевает слом всего старого и его замену на все новое. Для реализации такого подхода у нас просто нет ресурсов – ни кадровых, ни временных. Реформы должны начинаться с анализа имеющегося опыта и постепенного устранения накопившихся барьеров с сохранением проверенных временем эффективных наработок.

– В последних интервью вы неоднократно говорили об миграционных кризисах и необходимости готовиться к ним. На ваш взгляд, готов ли Казахстан к новым волнам миграции? И как изменилась ситуация за последний год?

– Очевидно, система извлекла ряд важных уроков из российской релокации 2022 года. Достаточно оперативно, например, сработали центры обслуживания населения, а также цифровые системы по выдаче ИИН и обеспечению базовыми банковскими продуктами.

В то же время не был в полной мере решен вопрос маршрутизации мигрантов, их равномерного распределения по регионам. В итоге мы столкнулись с перегрузкой и без того перегруженных локаций – Астаны и Алматы. Кроме того, не был дан адекватный ответ на фактический захват релокантами рынка арендного жилья, вызвавший чудовищные ценовые диспропорции и обернувшийся несправедливостью по отношению к нашим согражданам, снимавшим квартиры.

Не стоит тешить себя иллюзиями: подобные ситуации могут повториться. И мы должны быть к ним готовы в полной мере.

– Напоследок: каким из традиционных "шокирующих прогнозов" вы можете поделиться с нами сейчас?

– Предлагаю не говорить о них сейчас, а обсудить их вместе на Форуме. Подчеркну, что мы составляем "шокирующие прогнозы" не ради хайпа, а для привлечения внимания к тем или иным конкретным проблемам. Каждый "прогноз" – это закономерный итог игнорирования или неправильного решения конкретной актуальной очевидной проблемы. Таким образом мы подаем сигнал государству и обществу, призываем всех обратить внимание на те или иные важные аспекты.

Самое важное - в нашем новостном Telegram-канале. Подписывайтесь и получайте самые важные новости

Жаңалықты бірінші болып білгіңіз келсе, қазақ тіліндегі Telegram-арнамызға жазылыңыз!

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 494.98   521.17   4.92 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети