Дело "живого щита" на МКАДе, когда из машин обычных людей выстроили баррикаду для скрывающихся от погони преступников, принимает все новые обороты. Свое веское слово сказал глава российского МВД, который пообещал, что автомобили пострадавшим отремонтируют и выплатят водителям компенсацию. Однако когда и как это случится, в МВД почему-то не уточнили.
Однажды на МКАДе
Вся эта история, возможно, так и осталась бы незамеченной, если бы один из пострадавших водителей Станислав Сутягин не решил придать инциденту гласности и обратиться к достижениям прогресса, то бишь рассказать о том, как его Mercedes стал участником спецоперации по задержанию вооруженных преступников на сайте Youtube. Видеообращение можно посмотреть здесь.
5 марта на московской кольцевой автодороге на отрезке между Щелковским и Ярославским шоссе Сутягина остановили сотрудники ДПС. Не вдаваясь в подробности, они приказали водителю поставить машину под углом к дороге, чтобы перекрыть движение. В стране принято подчиняться людям в форме. Так же рассудили Сутягин и несколько других водителей. За гражданскими машинами в засаде притаились автомобили сотрудников милиции.
Спустя некоторое время после того, как милиционеры собрали цепочку, на шоссе появилась серебристая Audi. Водителя авто не смутило заграждение, машина просто протаранила щит из автомобилей, проскользнув в образовавшийся проем. Основной удар пришелся на Mercedes Сутягина и стоявшую справа от него "Волгу". Все это время водители и пассажиры находились в машинах. По счастливой случайности, никто не пострадал. Милиционеры бросились в погоню, а Сутягину и его собрату по несчастью Николаю Королеву предоставили рассматривать повреждения на своих машинах.
Операция прошла неудачно
После этого водителей "живого щита" пригласили к посту ДПС, где им разъяснили, что они стали участниками операции "Барсетка". Как сообщили позже в московском ГИБДД, в тот день рано утром поступило сообщение о совершенном грабеже. Якобы преступники вырвали у женщины сумку и скрылись на серебристой Audi. Вскоре патрули обнаружили указанный автомобиль. "Они двигались по внутренней стороне кольца против движения", - сообщила руководитель пресс-службы ведомства Марина Васильева.
Тем не менее, на резонный вопрос водителей пострадавших авто, а кто же ответит за покореженные машины, им по какой-то своей логике ответили, что раз преступникам удалось скрыться, значит операция не удалась и компенсации потерпевшим не светит. "Получается нас выставили "живым щитом". А если бы Audi ударила по-другому? А если бы они остановились, вышли и начали стрелять? Неужели наши жизни ничего не стоят?" - вопрошает Сутягин.
Есть и другой примечательный момент в этой истории. Среди машин в цепи заграждения была еще одна "Волга". Ее водитель вез свою жену в роддом. Но его тоже заставили исполнить своеобразный гражданский долг. А тут возникает другой вопрос - сотрудники ГИББД не побоялись рискнуть жизнью беременной женщины, чтобы остановить вооруженных преступников? Или они в пылу погони не заметили ее на пассажирском сиденье? "Волга" получила незначительные повреждения, женщина, к счастью не пострадала. Разбираться во всей этой истории водитель не стал, а поспешил в роддом.
Кстати, вечером 10 марта сотрудники ГИБДД отрапортовали о том, что операция "Барсетка" все же принесла плоды. Грабителей задержали. Ими оказались двое жителей Северного Кавказа. Только поймали их не на Audi, а почему-то на Volvo, на которой при этом стояли украденные государственные номера. Машину остановили после преследования на 94-м километре МКАДа, в тысяче метрах от места, где был установлен "живой щит". При осмотре на машине обнаружили повреждения, а в салоне лежали документы на различные автомобили, женская сумка и неизвестный белый порошок.
На следующий день удалось выяснить, что операция по поимке грабителей, которые "специализировались" в этом районе давно, была спланирована заранее. Женщина, у которой они вырвали сумку, является милиционером. Однако все пошло не по плану, грабителям удалось уйти, а оперативники бросились за ними в погоню.
Милиционеры сработали непрофессионально, и об этом говорит то, что для экстренной остановки машин на дороге используют только грузовики, но никак не легковушки. Об этом рассказал глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он сообщил, что это правило прописано в приказе МВД № 185. Причем в документе указывается, что пускать в ход легковые авто можно только в том случае, когда нет возможности остановить транспортное средство другим способом, как, например, стрельбой или лентой с шипами.
Получили нагоняй
После инцидента на МКАДе руководитель ГУВД Москвы Владимир Колокольцев сделал такое официальное заявление: "В связи с событиями, произошедшими 5 марта 2010 года на МКАД в районе Ярославского шоссе, когда сотрудники 1-го специализированного полка ДПС ГУВД по городу Москве в ходе проведения профилактической операции "Барсетка" при задержании подозреваемых, которые пытались скрыться на машине, использовали личный автотранспорт участников дорожного движения для блокировки движения на проезжей части, в результате чего были повреждены три личные автомашины граждан, начальник ГУВД по городу Москве генерал-майор милиции Владимир Колокольцев приносит свои извинения автовладельцам, чьи машины были повреждены в ходе данного инцидента".
В свою очередь начальник управления информации московского ГУВД Виктор Бирюков заявил, что за инцидент на МКАДе уволили командира полка дорожно-патрульной службы Александра Козлова. Именно по его приказу был установлен "живой щит" из гражданских авто. Его рассчитали "за необеспечение соблюдения подчиненными сотрудниками законности, отсутствие должного контроля за ходом проведения профилактических мероприятий, повлекших негативные последствия". А вот начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев отделался строгим выговором от Колокольцева.
Не оставили без внимания это дело Следственный комитет и Генеральная прокуратура. В частности, СКП завел на сотрудников ГИБДД, устроивших "живой щит", уголовное дело по статье "злоупотребление полномочиями". Она предусматривает до 10 лет лишения свободы. Общественная палата России тоже отреагировала на этот инцидент, заявив, что намерена помочь участникам "живого щита", в частности, при подаче исков в суд.
Министр внутренних дел России Рашид Нургалиев тоже весьма категорично высказался в связи с этим происшествием. "Сотрудники уголовного розыска и безопасности дорожного движения сработали непрофессионально, в результате были подвергнуты риску жизни людей. Недопустимо использовать "живой щит" из людей," - заявил глава МВД. Кроме того, Нургалиев все же пролил немного света на то, кто оплатит этот "банкет". "Сейчас задача номер один - выплата компенсаций. Машины, использованные в результате операции на МКАДе, будут отремонтированы", - заявил министр. Ему вторит Колокольцев, который уже отдал распоряжение отремонтировать пострадавшие авто за счет ГУВД.
Но все же настораживает в этом деле еще один момент, о котором упомянул Бирюков. Сейчас в ГУВД нет такого понятия, как возмещение ущерба. "Этот механизм пока не готов", - пояснил глава управления информации ведомства. Тем не менее, никто не озвучил как сроки исполнения, так и размер компенсации. А Сутягин говорит, что лично ему об этом вообще не сообщали. Да и извинений он ни от кого пока не получал.
Дело "живого щита" на МКАДе, когда из машин обычных людей выстроили баррикаду для скрывающихся от погони преступников, принимает все новые обороты. Свое веское слово сказал глава российского МВД, который пообещал, что автомобили пострадавшим отремонтируют и выплатят водителям компенсацию. Однако когда и как это случится, в МВД почему-то не уточнили.