В Алматы проект установки 20 общественных туалетных модулей обернулся судебными тяжбами. Как стало известно, управление туризма города заплатило подрядчику более 159 миллионов тенге за санузлы, которые, как показала проверка, не соответствуют техническим требованиям, стоят в разы дешевле заявленной суммы и частично не работают, передаёт корреспондент Tengrinews.kz.
С чего всё началось
История с установкой 20 туалетов в Алматы началась ещё в 2021 году. Тогда управление туризма города объявило тендер на эти работы. В конкурсе приняли участие 12 компаний, и победителем стало ТОО Soft Engineering, предложившее наименьшую стоимость в 142 миллиона тенге без учета НДС.
В июне 2021 года с победителем был заключён соответствующий договор о госзакупках. Сумма работ по договору составила 159 миллионов 599 тысяч тенге с налогами. Как отметили в акимате, конкурс был объявлен и проведён в соответствии с требованиями Закона "О государственных закупках".
17 апреля 2023 года модульные туалеты были переданы на баланс районных акиматов города.
Миллионные нарушения
На этом история с туалетами могла бы не только закончиться, но и потеряться в череде ежедневных забот. Однако установленные туалеты вызвали массу нареканий у горожан.
Также общественники и члены РОО "Казахстанский союз юристов" (КСЮ) обнаружили, что подрядчик свои обязательства в установленный договором срок не исполнил: не все туалетные модули были сданы в эксплуатацию и функционировали.
"Мы также предположили, что стоимость туалетных модулей могла быть завышена, и заказали независимую экспертизу в Институте судебных экспертиз Алматы. Специалистам поручили проверить материалы, из которых сделаны модули, и сравнить их с тем, что было указано в технической спецификации", – рассказывает председатель алматинского филиала Казахстанского союза юристов Бауыржан Макулбаев.
По его словам, заключение экспертов показало, что исследуемый туалетный модуль техспецификации не соответствовал. Для изготовления подрядчик использовал другие материалы для крыши, стен и пола, другую систему автоматических дверей и систему оплаты.
Юристы также выяснили, что среднерыночная стоимость аналогичных санитарно-гигиенических узлов составляет около 4,7 миллиона тенге за одну штуку. Тогда как, согласно тендеру, один модуль обошелся государству почти в 8 миллионов тенге.
"Таким образом, имелись основания полагать, что по 20 модулям похищено порядка 64 миллионов тенге. 15 августа 2023 года нами было направлено обращение в антикоррупционную службу Алматы, которое было перенаправлено в департамент внутреннего государственного аудита", – отмечает Макулбаев.
Департамент госаудита провел свою проверку по обращению и установил, что подрядчиком нанесён ущерб государству на сумму 142,8 миллиона тенге. Предписанием от 17 сентября 2024 года подрядчик должен был возместить эту сумму в доход государства.
Судебные тяжбы и странные решения
18 декабря 2024 года управление туризма Алматы подало в суд иск к Soft Engineering о взыскании ущерба. Дело рассматривалось в специализированном межрайонном экономическом суде. Суд первой инстанции по иску управления туризма вынес решение – отказать в удовлетворении. Основанием для такого решение суд посчитал необходимость регистрации и проведения досудебного расследования по факту причинения ущерба государству.
"После этого мною было инициировано обращение в антикоррупционную службу Алматы о регистрации ЕРДР и проведении досудебного расследования. Однако антикор вместо принятия процессуального решения направил письмо на имя акима города о принятии мер дисциплинарного характера к виновным лицам, по сути, укрыв преступление", – заявил Бауыржан Макулбаев.
В сентябре 2025 года апелляционная коллегия по гражданским делам отменила решение суда первой инстанции и вынесла новое постановление: взыскать с Soft Engineering 142,8 миллиона тенге в пользу управления туризма Алматы.
Напомним, ранее акима Акмолинской области Марата Ахметжанова разозлил вопрос о туалетах. Журналисты спросили его о плохом состоянии придорожных уборных, расположенных на трассе Астана – Бурабай. В ответ он эмоционально отреагировал, заявив, что лично проверяет их состояние.