Сколько хлеба в год съедает казахстанец, рассказал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Сколько хлеба в год съедает казахстанец, рассказал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Медицинская норма 120 килограммов. Фактическая норма по нашим расчетам меньше 100 килограммов, порядка 80 килограммов. Норма была утверждена еще в советское время и с тех пор не пересматривалась. В то время в рационе советского гражданина хлеб преимущественно был основным продуктом. Сейчас рацион разнообразился", - сказал Мамытбеков, отвечая на вопросы журналистов.
Министру задали вопрос о цене на хлеб. "Не получится ли такой же ситуации как с долларом, если "взбесятся" цены?" - спросили Мамытбекова.
"Конечно, в начале будет определенное административное регулирование. Акиматы, скорее всего, не откажутся от этого, но появятся уже рыночные механизмы влияния на цены. А не как сейчас: держи несмотря ни на что. Какую-то часть удешевляли за счет бюджета, но многую часть не удешевляли. Но чудес не бывает. Хлебокомбинаты работали в убыток. Они 600-граммовую булку уменьшают по весу, не смотрят совсем за качеством", - ответил министр.
На правительственном часе депутат Мажилиса Парламента Турсунбек Омурзаков также интересовался тем, как отмена субсидий отразится на цене на хлеб.
"Вы предлагаете упразднить расходы на стабилизацию цен на хлеб. Каким образом тогда будет обеспечиваться недопущение роста цен на первый социальный продукт? Министерство сельского хозяйства планирует ввести карточную систему для пенсионеров и социально-уязвимых слоев населения. Но мне бы хотелось знать, откуда вы будете брать дешевый хлеб? Второй вопрос. Вы предлагаете ужесточить контроль, меры по регулированию цен на продукты питания, вы предлагаете ужесточение контроля за торговыми наценками, поставленными торговыми сетями на продукты питания. Хотел бы знать, какие основания для такого контроля в условиях рыночной экономики?" - спросил Омурзаков.
Асылжан Мамытбеков рассказал, что ежегодно правительство в среднем за последние пять-шесть лет тратило на снижение цен на хлеб I сорта (600-граммовой булки) около 6-8 миллиардов тенге. Эти объемы, по его данным, доходили в некоторые годы до 12-15 миллиардов тенге.
"Постепенно было принято решение, еще 1,5 года назад, что размеры и нормативы субсидий будут сокращаться и цена хлеба должна приближаться к рыночной. То есть она не должна быть регулируемой, не должна быть удешевленной. Должна быть рыночная цена за счет развития конкуренции. Почему такое было принято решение? Во-первых, это не носит адресный характер и хлеб мы удешевляем как для богатых, так и для бедных. Это государству обходится довольно дорого. Расчет Министерства труда и социальной защиты показал, что если удешевлять хлеб только для нужных адресных групп, то цена вопроса будет стоить всего 1,5 миллиарда тенге", - объяснил Мамытбеков.
"Почему богатые люди должны покупать по дешевой цене хлеб? Это социально несправедливо", - возмутился министр.
Он также констатировал, что механизм субсидирования очень сложный и коррупциогенный. "Удешевляется он на уровне местного бюджета, но удешевленная мука, пшеница, попадает ли она точно по адресу? Нередко до нас доходят сигналы, что удешевленная мука появляется на рынке. Кто супермаржу эту получал за счет бюджета? Непонятно! Почему мы должны допускать это?" - возмущенно произнес министр.
"Если нужно кому-то помогать, то мы должны давать точечно, адресно. То, что вы говорите, Министерство сельского хозяйство не предлагает карточную систему. Я, пользуясь случаем, хочу сказать, мы не придерживаемся такой позиции. Есть существующий довольно эффективный механизм адресной социальной помощи, и не надо ничего придумывать. Просто там будет перерасчет потребительской корзины, и нужные слои населения получат необходимое количество пособий больше. Всего лишь", - заключил Мамытбеков.