Как именно мошенники могут попытаться использовать коды из SMS от 1414 и в каких случаях стоит насторожиться - ответы на эти вопросы мы узнали в Министерстве цифрового развития и искусственного интеллекта, подробнее - на Tengrinews.kz.
Код от 1414: когда можно доверять
В министерстве объяснили, что SMS с кодами от номера 1414 приходят пользователям, когда они входят на портал eGov.kz или в приложение eGov Mobile.
"Эти коды также требуются для идентификации во внешних системах государственных органов. Стоит отметить, что одноразовые SMS-коды используются исключительно для доступа к государственным услугам и сервисам, включая подписание документов", - отметили в ведомстве.
Сообщения с номера 1414 имеют технический характер и связаны с конкретными действиями пользователя - например, входом в систему, подписанием документов или запросом госуслуг.
"Если сообщение содержит посторонние или сокращённые ссылки, просьбы передать код третьим лицам либо установить сторонние приложения - это признак мошенничества. Кроме того, если SMS от 1414 поступило без вашей активности на платформах электронного правительства, это может свидетельствовать о попытке несанкционированного входа от вашего имени. В таких случаях настоятельно рекомендуем не передавать никому содержимое сообщения и обратиться в службу поддержки", - сообщили в министерстве.
В министерстве подчеркнули, что код из SMS от номера 1414 не предоставляет доступа к получению микрокредитов и не имеет интеграции с банками второго уровня и микрокредитными организациями.
"У банков и микрокредитных организаций имеется своя система биометрической аутентификации и SMS-уведомлений", - напомнили в министерстве.
Фото: depositphotos.com
Код от 1414: не стоит называть
В министерстве напомнили, что мошенники нередко представляются сотрудниками официальных служб и пытаются получить доступ к услугам или войти в систему электронного правительства от имени пользователя.
Когда человек проходит биометрическую идентификацию, система отправляет SMS с номера 1414, чтобы подтвердить личность. Сообщение приходит на номер, указанный в Базе мобильных граждан. После ввода кода нужно дополнительно подтвердить личность через биометрию лица в системе Digital ID. Даже если мошенники узнают код, пройти биометрию за другого человека они не смогут - система не даст им доступ, пояснили в ведомстве.
"Отправка кода и просьба мошенников его назвать - инструменты психологической манипуляции. Вскоре жертве звонит другой мошенник, выдавая себя за сотрудника почты, налоговых или коммунальных служб, а также правоохранительных органов. Он утверждает, что злоумышленники получили доступ к личным данным через переданный SMS-код. Чтобы предотвратить дальнейшие действия мошенников, этот "сотрудник" убеждает жертву установить стороннее приложение или перейти по внешним ссылкам. Эти действия представляют опасность, так как могут привести к взлому банковских аккаунтов пользователя", - отметили в министерстве.
Сказал код от 1414: какие данные могут получить мошенники
В министерстве ИИ еще раз подчеркнули, что код из SMS от номера 1414 не предоставляет доступа к получению кредита.
"Этот метод является психологической уловкой и инструментом манипуляции мошенников, направленным на внушение доверия пользователю и не более того.
Мошенники могут использовать SMS-код как часть более сложной схемы обмана, манипулируя потенциальной жертвой, чтобы та доверила доступ к своим личным данным или установила вредоносные приложения. Эти действия могут привести к утечке информации, которую потом используют для оформления микрокредита", - отметили в ведомстве.
Фото: ©Tengrinews.kz/Алихан Сариев
Сообщил код от 1414: что теперь делать
В министерстве также ответили на вопрос, какие действия необходимо предпринять, если человек всё же сообщил код от 1414 неизвестным лицам.
Если вы узнали, что на ваше имя оформили микрокредит, сначала нужно запросить персональный кредитный отчёт, это можно сделать в Государственном или Первом кредитном бюро. Затем подайте заявление в микрокредитную организацию с требованием провести внутреннее расследование. Если компания откажется предоставить информацию о кредите, можно обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка или в полицию.
В ведомстве также напомнили, что, если вы стали жертвой мошенников, необходимо:
- обратиться в правоохранительные органы (МВД РК - 112) для официальной фиксации факта мошенничества;
- подать заявление в организацию, выдавшую заем, если кредит оформлен без вашего ведома;
- при утрате ключей ЭЦП выпустить новые и отозвать старые через сайт pki.gov.kz;
- при потере доступа к номеру телефона обновить данные в Базе мобильных граждан.
Как защитить себя
В министерстве ИИ дали несколько простых советов.
- не сообщайте коды из SMS, полученные с номера 1414, третьим лицам, даже если звонящий представляется сотрудником госоргана, банка или полиции;
- не переходите по подозрительным ссылкам и не устанавливайте сторонние приложения по просьбе незнакомцев;
- установите суточный лимит на переводы в банковских приложениях;
- проверяйте информацию только через официальные источники: eGov.kz, приложение eGov Mobile и номер 1414;
- воспользуйтесь услугой "Добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов" на портале или в приложении eGov;
- контролируйте свой персональный кредитный отчёт через сервис Государственного кредитного бюро через портал электронного правительства eGov.kz или в приложении в eGov Mobile.
Министерство направило госорганам рекомендации по усилению безопасности сервиса 1414.
"Перед отправкой SMS пользователи должны проходить дополнительную проверку личности - например, с помощью биометрии или ЭЦП. Также все сообщения должны содержать наименование отправителя, краткое описание цели и предупреждение о недопустимости передачи кода третьим лицам", - сообщили в министерстве.
Пока автоматическая система уведомлений о подозрительных запросах не предусмотрена, сообщили в ведомстве.
К слову, ранее полиция предупредила о схеме мошенничества, связанной с налоговыми декларациями. Злоумышленники звонят людям, представляясь сотрудниками госорганов, и говорят, что те якобы не подали декларацию вовремя. Они пугают блокировкой счетов и требуют "решить вопрос" в течение трёх дней. Чтобы подтвердить личность, мошенники просят назвать код из SMS - после этого получают доступ к банковским счетам и крадут деньги.