На рынок труда приходят роботы. Они отбирают рабочие места у человека, вследствие чего буквально на наших глазах отмирают многие специальности. Если заглянуть вперед, становится очевидно, что учебные заведения должны принципиально изменить подход при подготовке студентов, чтобы выпускать специалистов, способных выдерживать конкуренцию с машинами.
На рынок труда приходят роботы. Они отбирают рабочие места у человека, вследствие чего буквально на наших глазах отмирают многие специальности. Если заглянуть вперед, становится очевидно, что учебные заведения должны принципиально изменить подход при подготовке студентов, чтобы выпускать специалистов, способных выдерживать конкуренцию с машинами.
На днях Университет Нархоз возглавил новый ректор - имеющий более 25 лет опыта научно-педагогической работы в ведущих университетах США бакалавр гуманитарных Наук Гарвардского университета и магистр Калифорнийского Университета, действующий член Академии наук США Эндрю Вахтель. Казахстан не стал для него первой страной на постсоветском пространстве, где он будет работать в системе образования. С 2010 года Эндрю Вахтель был президентом Американского университета в Центральной Азии в Бишкеке.
Новый ректор Нархоза ответил для себя на вопрос, как студентам будущего выиграть битву с искусственным интеллектом, и поделился своим видением на встрече с журналистами в Алматы.
"Что мы знаем про роботов? Роботы очень хорошо умеют "отвечать" на команды. Если ты правильно сформулировал вопрос, они, скорее всего, дадут ответ. Поэтому очевидно, что компетенция задавать вопросы гораздо более важная, чем отвечать на них. Выпускника, который умеет задавать вопросы, будет сложнее заменить. А тех, кто только отвечает на вопросы, заменят. Другая слабая сторона при конкуренции с роботами - узкая направленность. Почему компьютер смог победить Гарри Каспарова? Дело не в том, что искусственный интеллект такой умный. Играть в шахматы - это очень сложная, но достаточно узкая специализация. Заменить Марка Цукерберга будет сложнее, потому что он смотрит гораздо шире и знает всякие разные вещи. Поэтому вывод, который надо делать: мы должны готовить людей, широко мыслящих и умеющих задать вопросы", - заключил Эндрю Вахтель.
В одночасье изменить действующую с советских времен систему, при которой студентов учили отвечать на вопросы, новый ректор Нархоза не берется. По его словам, на этот может уйти пять лет, а может и все 20. Однако он отмечает главное - в Казахстане готовы к изменениям.
"Мне всегда было интересно попробовать поработать не только в Штатах, потому что там система очень хорошо улажена. Все довольны, и как только ты начинаешь предлагать какие-то изменения, люди смотрят на тебя, как будто ты сумасшедший. "Все прекрасно, не мешайте нам жить". Я всем всегда, к сожалению, мешал жить. Здесь, в Казахстане, потенциал в какой-то мере даже больше, чем в США, потому что люди понимают, что нужно что-то менять. Может, не совсем понимают, как это делать и что надо делать, но смутно осознают - нужно вносить серьезные изменения. В свое время меня пригласили работать в Кыргызстан, потому что я отвечал трем параметрам: был знаком с постсоветской культурой, мог работать как минимум на двух языках и в добавок к этому был сумасшедшим", - говорит Вахтель.
Создавать специалистов более широкого профиля, ориентируясь в этом на американский тип образования, в Нархозе будут путем включения в программу на разных факультетах дополнительных предметов. К примеру, студенты с факультета естественных наук будут изучать также гуманитарные дисциплины и наоборот - экономисты - курс психологии или антропологии, антропологи - пробовать писать программный софт. Новоиспеченный ректор признал, что в отличие от США на постсоветском пространстве действительно больше специалистов, превосходящих американцев в знаниях в какой-то конкретной области, но для современной экономики, как считает Вахтель, они становятся все менее важны.