Антикоррупционщики упрекнули таможенников в том, что они годами хранят изъятый на границе товар, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Антикоррупционщики упрекнули таможенников в том, что они годами хранят изъятый на границе товар, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"В июне текущего года агентством (Агентство по противодействию коррупции - прим.) проведен внешний анализ коррупционных рисков в сфере таможни. Анализ выявил ряд коррупционных рисков. В числе ключевых - неисполнение таможенными органами обязательной и своевременной реализации либо уничтожения товаров, задержанных на складах временного хранения. Результат - владельцы складов несут финансовые издержки в связи с вынужденным хранением задержанных товаров. Несмотря на сроки хранения задержанных товаров в течение четырех месяцев, а скоропортящихся - в течение 24 часов, товары зачастую хранятся годами", - сказала директор Департамента превенции Агентства по противодействию коррупции Анар Жарова.
Например, в Актюбинской области задержанные товары на складах хранятся с 2005 года, в Алматинской области - с 2008 года, на складах в Мангистауской области издержки за длительное хранение лоскутков ткани уже превысили 900 тысяч тенге. Директор департамента отметила, что товар хранится на складах за счет собственников товара, а если они не могут оплатить, то за счет бюджета.
Жарова отметила, что нет четких критериев принятия таможенными органами решений по реализации или уничтожению задержанного товара. Иногда компания, которая должна распродавать задержанные товары, не знает их рыночной стоимости.
"В Карагандинской области на складах с февраля 2014 года находятся три летательных аппарата в разобранном виде. Товар не реализован, так как его не оценили по стоимости, так как отсутствуют аналоги на рынке. При этом в Казахстане работает официальный дилер этой компании, который владеет информацией о стоимости данных летательных аппаратов. Аналогично по причине невозможности оценки не реализованы: Mercedes (Daimler), BMW 740, пять автомашин Toyota Tundra и две автомашины Nissan Titan", - сообщила Жарова.
Она отметила, что для использования или уничтожения задержанных товаров в органах государственных доходов должны создаваться постоянные комиссии, но такие комиссии в большинстве областей не создавались, а там, где они есть, нет критериев для работы.
Жарова добавила, что товары, которые должны уничтожить, не уничтожаются, потому что для этих целей не заложены средства в бюджет. В Комитете госдоходов пояснили, что вышеназванные автомобили завезли из Кыргызстана и Монголии. Сейчас их невозможно реализовать в Казахстане, потому что они "не подходят под стандарты технической безопасности".