Казахстан активно модернизирует таможенные пункты, превращая их в современные логистические хабы, чтобы ускорить пересечение границ, повысить комфорт для граждан и значительно увеличить доходы от транзита. Что уже сделано, как новые технологии и цифровизация помогут бороться с контрабандой и почему модернизация окупится за считанные месяцы? На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Бакытжан Слямов.
Казахстан активно модернизирует таможенные пункты, превращая их в современные логистические хабы, чтобы ускорить пересечение границ, повысить комфорт для граждан и значительно увеличить доходы от транзита. Что уже сделано, как новые технологии и цифровизация помогут бороться с контрабандой и почему модернизация окупится за считанные месяцы? На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Бакытжан Слямов.
Мы запускаем серию интервью с представителями Комитета государственных доходов МФ РК. Первый выпуск смотрите на Tengri TV, а ниже можно ознакомиться с сокращенной версией беседы.
- Бакытжан Оразгалиевич, давайте начнем с вопроса о модернизации пропускных пунктов. Что именно подразумевается под модернизацией и какие ключевые изменения она принесет?
- Начнем с того, что Казахстан не имеет выхода к открытому морю. Поэтому мы поставили для себя цель использовать свои территориальные преимущества, чтобы быть транзитно-логистической страной. Неоднократно Глава государства в своем ежегодном Послании ставит задачу по увеличению транзитного потенциала нашей страны. Модернизацию мы начали еще в 2018 году для того, чтобы количество грузов, проходящих через нашу страну, увеличивалось. За это, соответственно, идут определенные поступления в страну, и страна зарабатывает на транзите. На сегодняшний день мы граничим с рядом стран. Вместе с тем есть внутренние границы Евразийского экономического союза, есть внешние границы. Внешние границы у нас есть с Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном. Мы поставили для себя задачу модернизировать эти границы.
В 2018 году мы закончили модернизацию пункта пропуска "Нур жолы", это сопредельный пункт пропуска с Хоргосом. Этот пункт является крупнейшим в Центральной Азии. На текущий день он перемещает порядка 1600 автомобилей в сутки. Поступают ежедневные платежи в бюджет. По "Нур жолы" у нас только за 10 месяцев 2024 года перемещено порядка 217 000 транспортных средств, поступило в бюджет 120,6 миллиарда тенге против прежних - до модернизации - 42 000 транспортных средств и 13,6 миллиарда тенге таможенных поступлений.
- Это до модернизации было так? И стало почти в четыре раза больше?
- Да, практически в 4 раза у нас поступления увеличились и количество транспортных средств. В 2020 году мы закончили модернизацию пункта пропуска имени Бауыржана Конысбаева. Это граница с Узбекистаном. Ранее пункт пропуска перемещал порядка 190 автомобилей в сутки. Сейчас - 1500 автомобилей в сутки. Из-за отсутствия инфраструктуры он был предназначен только для транзитных грузов. В связи с его увеличением и модернизацией мы начали оформлять и импорт. Соответственно, платежи в бюджет увеличились с 40 тысяч, как бы смешно это ни звучало, до 13,6 миллиарда тенге.
- С 40 000 тенге до 13 миллиардов!? Вот это да. Что же произошло, что настолько у нас увеличилась сумма?
- Сама модернизация предполагает не только строительство. Это комплекс мер, направленных на увеличение грузопотока и перемещения физических лиц. Это строительно-монтажные работы, создание условий наподобие аэропортов. Люди проходят, получают какой-то сервис, услуги, могут отдохнуть, попить кофе, пройти пункт пропуска и комфортно пересечь государственную границу.
Что касается транспортных средств, в первую очередь мы делаем упор на скорость прохождения автомобиля через пункт пропуска. Основная задача - чтобы фура прошла пункт за 30 минут и получила весь перечень необходимых услуг. Эту задачу мы думаем реализовать благодаря нескольким факторам. В первую очередь, как я сказал, это строительно-монтажные работы, то есть здания, инфраструктура, дорожное покрытие. Второе — это установка необходимого оборудования: инспекционные досмотровые комплексы (ИДК), весовое оборудование и цифровизация. Все эти факторы помогут достичь той цели, которую перед нами ставит правительство и Глава государства.
- Сколько сейчас пунктов уже модернизировано? И появятся ли новые?
- На текущий момент 2 модернизировано. Сегодня мы проводим работу еще по 9 автомобильным пунктам и 1 железнодорожному. В текущем году Глава государства поставил задачу по открытию новых пунктов пропуска. Это граница с Китаем — "Бахты - Аягоз". И это предполагает строительство новой железнодорожной ветки, соответственно, появится и новый железнодорожный пункт пропуска. На границе с Узбекистаном — это Дарбаза - Мактаарал - тоже железнодорожный пункт пропуска будет. И в целях развития туризма, вы знаете, что 2024 год был объявлен Годом туризма Казахстана в Китае. А 2025 год будет объявлен Годом туризма Китая в Казахстане. Соответственно, было поручение по открытию пунктов пропуска "Нарынкол" и "Маркаколь".
Бакытжан Слямов. Кадр из видео
- А что касается контрабанды. Как модернизация повлияет на борьбу с ней? Насколько она уменьшится? Как это будет контролироваться?
- Я говорил, что мы предполагаем установку нового технологического оборудования - сканеров. Это непосредственно направлено на борьбу с контрабандой и ввозом незаконных веществ в нашу страну. Кроме того, цифровизация. Мы хотим отойти от контакта наших сотрудников на государственной границе с физическими лицами. То есть человека или автомобиль сканирует рентген. Только большой, промышленный.
- Как в аэропортах?
- Да, но здесь грузовая машина проходит. И мы уже видим, есть там запрещенные товары или нет. То есть мы их сверяем с декларацией, которую он заявил. Сверяем снимок. Если есть подозрение, соответственно, принимаются меры для углубленного досмотра транспортного средства. Кроме того, мы, в целях централизации этого контроля и ограничения контакта на государственной границе с участниками внешнеэкономической деятельности, создали Главное диспетчерское управление, которое централизованно принимает решение в Астане. Специалист видит снимок онлайн и говорит: "Здесь есть нарушение. Пожалуйста, досмотрите транспортное средство". Тогда на таможне сотрудник начинает досмотр. То есть решение принимается без контакта с физическим лицом.
- Это значит, что на месте договориться будет невозможно, правильно?
- Да. Мы максимально хотим от этого уйти, чтобы договориться было невозможно. То есть специалист Главного диспетчерского управления, который находится в Астане, видит нарушения, не контактируя с участниками внешнеэкономической деятельности. На границе человек выходит специально с видеорегистратором и начинает досматривать транспортные средства, а мы в режиме онлайн в Астане это видим.
Второй фактор — цифровизация. Мы начали разработку новой информационной системы казахстанского производства, которая называется "Кеден". Мы интегрируем наше оборудование с нашей информационной системой, которая предполагает принцип "одного окна". Вы же понимаете, что на государственной границе не только Комитет государственных доходов. Есть пограничная служба, вет-, фито-, санитарные службы, таможенная служба. Мы хотим, чтобы при подаче декларации и пересечении государственной границы участник внешнеэкономической деятельности мог это сделать в одной информационной системе, не обращаясь в разные государственные органы.
- А как модернизация пунктов пропуска улучшит условия пересечения границы для граждан?
- Смотрите, в аэропортах у нас немножко попроще, потому что там инфраструктура уже давно делается. Такую же схему мы хотим сделать и для физических лиц на автомобильных пунктах пропуска. Чтобы человек комфортно приехал, прошел паспортный контроль, таможенный контроль, получил услуги, у него был Wi-Fi на государственной границе, потому что там не всегда интернет ловит. Чтобы он выпил чашечку кофе, подождал своих друзей и комфортно пересек государственную границу.
- Можете, пожалуйста, рассказать о том, что мы можем брать в страны, с которыми у нас есть общая граница, и что можно ввозить в нашу страну?
- Каждая страна устанавливает требования для ввоза. Вот в части ограничений это общемировые стандарты: это ручная кладь — не более 25 килограммов на автомобильных пунктах пропуска. Запрет на вывоз валюты. Это не более 10 000 долларов. Если более, вы обязаны задекларировать, подать соответствующую декларацию. Вместе с тем у нас на текущий день есть полный запрет на вывоз наличности более 10 000 и золота в слитках. Далее - обязательное ограничение по ввозу алкоголя на каждое физическое лицо. И, соответственно, если вы пересекаете как турист, у вас не должно быть коммерческого груза. То есть для личного потребления, например, вы можете ввезти максимально два телефона.
- Неужели я не могу себе позволить купить, например, пять телефонов, чтобы подарить маме, папе, родным?
- Нет, вы можете, но при условии таможенного декларирования. Вы должны задекларировать, оплатить за него пошлину - и, пожалуйста, ввозите.
- А по поводу алкоголя какие конкретные ограничения?
- Вообще, на одно физическое лицо — не более двух бутылок. Если Duty Free, там можно. Там товар очищенный. Если более, вы, соответственно, должны заплатить за него акциз. Это уже другие правоотношения. Каждая страна вводит для себя ограничения в целях защиты внутреннего рынка и, соответственно, поступлений в бюджет.
- Ну и последняя, наверное, самая интересная часть — это финансирование. Какой объем финансирования был предусмотрен на модернизацию этих таможенных пунктов? Во сколько нам это обошлось?
- Модернизацию мы проводим за счет льготного правительственного займа Эксимбанка Китая. Ратифицировано соглашение. Это 1 миллиард 62 миллиона юаней. В эквиваленте в тенге — это порядка 145 миллиардов тенге. Этот займ предоставлен под 2 процента годовых с рассрочкой платежа на 15 лет. Таких займов никто не дает. О чем это говорит? О том, что Китай тоже заинтересован в цифровизации и модернизации наших границ, потому что Китай торгует со всеми. То есть и мы одновременно благодаря этому займу решаем все инфраструктурные проблемы на государственной границе. На внешней государственной границе. Например, раньше выделяют нам порядка 15 миллиардов тенге — это только на один пункт пропуска. Мы один сделаем. Ну а здесь мы одновременно решим все вопросы. Те задачи, которые перед нами поставил Глава государства по наведению порядка на государственной границе, мы постараемся в 2025 году, к октябрю, все закончить.