ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
12 декабря 2024 | 08:02

Таможня дает добро: как пополняется бюджет Казахстана за счет модернизации пунктов пропуска

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Кадр из видео Кадр из видео

Казахстан активно модернизирует таможенные пункты, превращая их в современные логистические хабы, чтобы ускорить пересечение границ, повысить комфорт для граждан и значительно увеличить доходы от транзита. Что уже сделано, как новые технологии и цифровизация помогут бороться с контрабандой и почему модернизация окупится за считанные месяцы? На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Бакытжан Слямов.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Казахстан активно модернизирует таможенные пункты, превращая их в современные логистические хабы, чтобы ускорить пересечение границ, повысить комфорт для граждан и значительно увеличить доходы от транзита. Что уже сделано, как новые технологии и цифровизация помогут бороться с контрабандой и почему модернизация окупится за считанные месяцы? На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета государственных доходов МФ РК Бакытжан Слямов.

Мы запускаем серию интервью с представителями Комитета государственных доходов МФ РК. Первый выпуск смотрите на Tengri TV, а ниже можно ознакомиться с сокращенной версией беседы.

- Бакытжан Оразгалиевич, давайте начнем с вопроса о модернизации пропускных пунктов. Что именно подразумевается под модернизацией и какие ключевые изменения она принесет?

- Начнем с того, что Казахстан не имеет выхода к открытому морю. Поэтому мы поставили для себя цель использовать свои территориальные преимущества, чтобы быть транзитно-логистической страной. Неоднократно Глава государства в своем ежегодном Послании ставит задачу по увеличению транзитного потенциала нашей страны. Модернизацию мы начали еще в 2018 году для того, чтобы количество грузов, проходящих через нашу страну, увеличивалось. За это, соответственно, идут определенные поступления в страну, и страна зарабатывает на транзите. На сегодняшний день мы граничим с рядом стран. Вместе с тем есть внутренние границы Евразийского экономического союза, есть внешние границы. Внешние границы у нас есть с Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном. Мы поставили для себя задачу модернизировать эти границы.

В 2018 году мы закончили модернизацию пункта пропуска "Нур жолы", это сопредельный пункт пропуска с Хоргосом. Этот пункт является крупнейшим в Центральной Азии. На текущий день он перемещает порядка 1600 автомобилей в сутки. Поступают ежедневные платежи в бюджет. По "Нур жолы" у нас только за 10 месяцев 2024 года перемещено порядка 217 000 транспортных средств, поступило в бюджет 120,6 миллиарда тенге против прежних - до модернизации - 42 000 транспортных средств и 13,6 миллиарда тенге таможенных поступлений.

- Это до модернизации было так? И стало почти в четыре раза больше?

- Да, практически в 4 раза у нас поступления увеличились и количество транспортных средств. В 2020 году мы закончили модернизацию пункта пропуска имени Бауыржана Конысбаева. Это граница с Узбекистаном. Ранее пункт пропуска перемещал порядка 190 автомобилей в сутки. Сейчас - 1500 автомобилей в сутки. Из-за отсутствия инфраструктуры он был предназначен только для транзитных грузов. В связи с его увеличением и модернизацией мы начали оформлять и импорт. Соответственно, платежи в бюджет увеличились с 40 тысяч, как бы смешно это ни звучало, до 13,6 миллиарда тенге.

- С 40 000 тенге до 13 миллиардов!? Вот это да. Что же произошло, что настолько у нас увеличилась сумма?

- Сама модернизация предполагает не только строительство. Это комплекс мер, направленных на увеличение грузопотока и перемещения физических лиц. Это строительно-монтажные работы, создание условий наподобие аэропортов. Люди проходят, получают какой-то сервис, услуги, могут отдохнуть, попить кофе, пройти пункт пропуска и комфортно пересечь государственную границу.

Что касается транспортных средств, в первую очередь мы делаем упор на скорость прохождения автомобиля через пункт пропуска. Основная задача - чтобы фура прошла пункт за 30 минут и получила весь перечень необходимых услуг. Эту задачу мы думаем реализовать благодаря нескольким факторам. В первую очередь, как я сказал, это строительно-монтажные работы, то есть здания, инфраструктура, дорожное покрытие. Второе — это установка необходимого оборудования: инспекционные досмотровые комплексы (ИДК), весовое оборудование и цифровизация. Все эти факторы помогут достичь той цели, которую перед нами ставит правительство и Глава государства.

- Сколько сейчас пунктов уже модернизировано? И появятся ли новые?

- На текущий момент 2 модернизировано. Сегодня мы проводим работу еще по 9 автомобильным пунктам и 1 железнодорожному. В текущем году Глава государства поставил задачу по открытию новых пунктов пропуска. Это граница с Китаем — "Бахты - Аягоз". И это предполагает строительство новой железнодорожной ветки, соответственно, появится и новый железнодорожный пункт пропуска. На границе с Узбекистаном — это Дарбаза - Мактаарал - тоже железнодорожный пункт пропуска будет. И в целях развития туризма, вы знаете, что 2024 год был объявлен Годом туризма Казахстана в Китае. А 2025 год будет объявлен Годом туризма Китая в Казахстане. Соответственно, было поручение по открытию пунктов пропуска "Нарынкол" и "Маркаколь".

Бакытжан Слямов. Кадр из видео

- А что касается контрабанды. Как модернизация повлияет на борьбу с ней? Насколько она уменьшится? Как это будет контролироваться?

- Я говорил, что мы предполагаем установку нового технологического оборудования - сканеров. Это непосредственно направлено на борьбу с контрабандой и ввозом незаконных веществ в нашу страну. Кроме того, цифровизация. Мы хотим отойти от контакта наших сотрудников на государственной границе с физическими лицами. То есть человека или автомобиль сканирует рентген. Только большой, промышленный.

- Как в аэропортах?

- Да, но здесь грузовая машина проходит. И мы уже видим, есть там запрещенные товары или нет. То есть мы их сверяем с декларацией, которую он заявил. Сверяем снимок. Если есть подозрение, соответственно, принимаются меры для углубленного досмотра транспортного средства. Кроме того, мы, в целях централизации этого контроля и ограничения контакта на государственной границе с участниками внешнеэкономической деятельности, создали Главное диспетчерское управление, которое централизованно принимает решение в Астане. Специалист видит снимок онлайн и говорит: "Здесь есть нарушение. Пожалуйста, досмотрите транспортное средство". Тогда на таможне сотрудник начинает досмотр. То есть решение принимается без контакта с физическим лицом.

- Это значит, что на месте договориться будет невозможно, правильно?

- Да. Мы максимально хотим от этого уйти, чтобы договориться было невозможно. То есть специалист Главного диспетчерского управления, который находится в Астане, видит нарушения, не контактируя с участниками внешнеэкономической деятельности. На границе человек выходит специально с видеорегистратором и начинает досматривать транспортные средства, а мы в режиме онлайн в Астане это видим.

Второй фактор — цифровизация. Мы начали разработку новой информационной системы казахстанского производства, которая называется "Кеден". Мы интегрируем наше оборудование с нашей информационной системой, которая предполагает принцип "одного окна". Вы же понимаете, что на государственной границе не только Комитет государственных доходов. Есть пограничная служба, вет-, фито-, санитарные службы, таможенная служба. Мы хотим, чтобы при подаче декларации и пересечении государственной границы участник внешнеэкономической деятельности мог это сделать в одной информационной системе, не обращаясь в разные государственные органы.

- А как модернизация пунктов пропуска улучшит условия пересечения границы для граждан?

- Смотрите, в аэропортах у нас немножко попроще, потому что там инфраструктура уже давно делается. Такую же схему мы хотим сделать и для физических лиц на автомобильных пунктах пропуска. Чтобы человек комфортно приехал, прошел паспортный контроль, таможенный контроль, получил услуги, у него был Wi-Fi на государственной границе, потому что там не всегда интернет ловит. Чтобы он выпил чашечку кофе, подождал своих друзей и комфортно пересек государственную границу.

- Можете, пожалуйста, рассказать о том, что мы можем брать в страны, с которыми у нас есть общая граница, и что можно ввозить в нашу страну?

- Каждая страна устанавливает требования для ввоза. Вот в части ограничений это общемировые стандарты: это ручная кладь — не более 25 килограммов на автомобильных пунктах пропуска. Запрет на вывоз валюты. Это не более 10 000 долларов. Если более, вы обязаны задекларировать, подать соответствующую декларацию. Вместе с тем у нас на текущий день есть полный запрет на вывоз наличности более 10 000 и золота в слитках. Далее - обязательное ограничение по ввозу алкоголя на каждое физическое лицо. И, соответственно, если вы пересекаете как турист, у вас не должно быть коммерческого груза. То есть для личного потребления, например, вы можете ввезти максимально два телефона.

- Неужели я не могу себе позволить купить, например, пять телефонов, чтобы подарить маме, папе, родным?

- Нет, вы можете, но при условии таможенного декларирования. Вы должны задекларировать, оплатить за него пошлину - и, пожалуйста, ввозите.

- А по поводу алкоголя какие конкретные ограничения?

- Вообще, на одно физическое лицо — не более двух бутылок. Если Duty Free, там можно. Там товар очищенный. Если более, вы, соответственно, должны заплатить за него акциз. Это уже другие правоотношения. Каждая страна вводит для себя ограничения в целях защиты внутреннего рынка и, соответственно, поступлений в бюджет.

- Ну и последняя, наверное, самая интересная часть — это финансирование. Какой объем финансирования был предусмотрен на модернизацию этих таможенных пунктов? Во сколько нам это обошлось?

- Модернизацию мы проводим за счет льготного правительственного займа Эксимбанка Китая. Ратифицировано соглашение. Это 1 миллиард 62 миллиона юаней. В эквиваленте в тенге — это порядка 145 миллиардов тенге. Этот займ предоставлен под 2 процента годовых с рассрочкой платежа на 15 лет. Таких займов никто не дает. О чем это говорит? О том, что Китай тоже заинтересован в цифровизации и модернизации наших границ, потому что Китай торгует со всеми. То есть и мы одновременно благодаря этому займу решаем все инфраструктурные проблемы на государственной границе. На внешней государственной границе. Например, раньше выделяют нам порядка 15 миллиардов тенге — это только на один пункт пропуска. Мы один сделаем. Ну а здесь мы одновременно решим все вопросы. Те задачи, которые перед нами поставил Глава государства по наведению порядка на государственной границе, мы постараемся в 2025 году, к октябрю, все закончить.

Материал подготовлен при поддержке Комитета государственных доходов МФ РК
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 517.74  course up  545.31  course up  5.05  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer