Депутат Мажилиса и политический обозреватель Никита Шаталов прокомментировал интервью Главы государства Касым-Жомарта Токаева газете "Ана тілі" с точки зрения международной политики страны, передает Tengrinews.kz.
Депутат Мажилиса и политический обозреватель Никита Шаталов прокомментировал интервью Главы государства Касым-Жомарта Токаева газете "Ана тілі" с точки зрения международной политики страны, передает Tengrinews.kz.
По словам Шаталова, мир жил в относительном спокойствии с момента распада СССР до начала 10-х годов. За это время произошло многое, но, главное, не было значимых геополитических конфликтов – Китай и Индия только начинали свой бурный рост, Россия оправлялась от последствий перехода от социализма к капиталистической экономике. США оставались ключевыми выгодополучателями от нового миропорядка, и популярная концепция "конца истории" как будто бы говорила всем нам, что это навсегда. Никакой баланс сил больше не понадобится.
"Однако к началу 20-х ситуация изменилась кардинальным образом, и мы каждый день читаем новости о военных и политических конфликтах, непривычном электоральном поведении избирателей в развитых демократиях, торговых войнах. Глобальная архитектура безопасности уже не трещит по швам, а расползается в разные стороны. Следом за ней и девальвируется понятие суверенитета, закрепленное в уставе ООН.
Крупные державы в этих конфликтах могут позволить себе некоторый идеализм и мессианство: с одной стороны, возникающие издержки для них менее заметны, а с другой, то, какими они видят другие страны, вынуждает тех подстраиваться под представления гегемона. Средние и малые страны, напротив, живут в самой суровой реальности. Пресловутый realpolitik для нас – ежедневная рутина. Отказ от идеологий и сохранение суверенитета путем открытых уступок и кулуарных побед – жизненная необходимость", - охарактеризовал ситуацию Шаталов.
Изменить такое положение дел, по его словам, очень сложно. Именно поэтому Президент Казахстана чаще всего повторяет одну идею – необходима структурная реформа Совбеза ООН, который за последние десятилетия утратил функциональность.
"Постоянные его члены находятся в противостоянии по многим вопросам, касающимся войны и мира. В условиях, когда ключевой орган принятия решений парализован, у них есть единственный способ добиваться тактического и стратегического превосходства – играть поверх правил и в ущерб международной правовой системе. Надо сказать, что началось это давно, еще в момент, когда никто не мог противостоять желанию США производить ту или иную экспансию, но сейчас превратилось в регулярную практику", - заметил Шаталов.
Аналитик уточнил, что такая реформа не произойдет быстро – для нее как минимум нужны условия. Это смена руководства ключевого международного института, которая состоится уже скоро, и значимый переговорный процесс между всеми центрами силы, от которых зависит текущий миропорядок, либо крупный конфликт без очевидного победителя, который к этому переговорному процессу и приведет. ООН необходимо возвращать субъектность, делать процесс принятия решений в "общем доме всего человечества" более открытым и повышать представленность основных выгодополучателей мирного времени – средних держав.
Что делать Казахстану?
"Если максимально упростить – готовить договоренности на случай, когда новый мировой порядок установится", - ответил обозреватель.
Он обратил внимание, что за последние 3 года Президент совершил более 60 международных визитов. За 2024-й поговорил с 49 лидерами государств. Только за этот год Казахстан посещали более 10 различных руководителей стран, в том числе в фокусе нашей внешней политики появился африканский сюжет, который никогда не был актуален из-за географической удаленности. Однако потенциал Африки, ее богатство ресурсами и непростое прошлое и настоящее – хорошая платформа для диалога, что называется, "на будущее", заверил Шаталов.
Депутат обратил внимание на слова Токаева о том, что весь мир относит Казахстан к средним державам.
"Нам как средней державе крайне важно искать новые точки соприкосновения с крупными державами и создавать с ними совместные инвестиционные проекты, чтобы поддерживать устойчивые взаимоотношения и повышать издержки от потенциального охлаждения сотрудничества. Такой институциональный подход при этом позволяет поддерживать устойчивые отношения со странами вне зависимости от их внутренней политической конъюнктуры, когда на выборах правые побеждают левых и наоборот. Безусловно, это может вносить коррективы в интенсивность сотрудничества, но не влияет на генеральную линию", - пояснил Никита Шаталов.
Трамп возвращается: чего ждать Казахстану от США
Поиск новых рынков сбыта для продовольствия и новых маршрутов доставки углеводородов, производимых в Казахстане, участие в совместных добывающих проектах – это в том числе и смысл африканского трека, а также взаимодействия с балканскими государствами, отметил аналитик. Не менее важно, по его словам, устоявшееся сотрудничество с ближневосточными государствами – Саудовской Аравией, Катаром, ОАЭ. Это страны, которые оказывают влияние на нефтяной рынок, но также и могут быть источником инвестиций и, что немаловажно, информации о движении капитала, переговорных процессах.
"Но расширенные контакты с такими же, как и мы, средними державами – это еще и повод для более обстоятельного разговора об общей боли, связанной с утратой мировой стабильности. Мы все зависим от притока внешних инвестиций, и в нестабильные времена сохранение инвестиционной привлекательности для средних держав – вопрос болезненный и требующий сверхусилий. Очевидно, что средства в такие времена предпочитают хранить в более стабильных юрисдикциях, которые менее подвержены шокам из-за каких-либо внешнеполитических событий, а в определенных случаях еще и используют любые потрясения в своих целях", - заметил эксперт.
В этой ситуации, по его словам, крайне важно быть вместе, строить новые логистические маршруты, создавать партнерские сети и искать взаимную поддержку по проблемным вопросам. И в ситуации, когда доверие – это крайне дефицитная категория, нужен кто-то, кто будет "склеивать" государства и подталкивать их к взаимодействию.
В чем "невидимая сила" Казахстана?
Шаталов уточнил, что, как правило, принято проблематизировать наше географическое положение между Россией и Китаем, двумя великими державами. Однако их внимание к региону и к Казахстану, в частности, в том числе из-за богатой минеральной базы, факторов приграничной безопасности, создает ситуацию, в которой мы за счет этого получаем больше значения, считает он.
"Вхождение в список ключевых экспортеров углеводородов (добавим сюда же уран, редкоземы и другие металлы) и инвестиционные отношения с США и ЕС действуют аналогичным образом – благодаря подобной сумме интересов ключевых центров силы наш голос слышнее. Наше экономическое лидерство в Центральной Азии позволяет нам говорить от лица региона, репрезентировать интересы других государств, которые доверяют нам вести диалог, в том числе и за счет наших традиций дипломатии, сформированных за последние 30 лет. Может, мы и не располагаем ВВП или армией, как в странах ОЭСР, однако в нашем случае факторы несколько другие и не менее важные.
Президент часто говорит про мультилатерализм, и мы, наверное, в числе наименее идеологизированных держав в вопросах внешней политики. Наша цель – присутствовать на крупнейших площадках, где обсуждаются актуальные проблемы, и, исходя из меняющегося статус-кво, корректировать свои действия, в том числе в самых насущных вопросах – привлечении инвестиций, торговом сотрудничестве", - сказал Никита Шаталов.
Даже вхождение в региональные военные и экономические блоки, по его словам, не мешает Казахстану действовать исходя из собственных национальных интересов, считаясь только с объективной реальностью. И наш интерес к реформе Совбеза ООН, например, поэтому наименее корыстный – чем более предсказуем мировой порядок, тем нам лучше, так как эта среда позволяет всем участникам извлекать больше экономических выгод и сохранять собственную инвестиционную привлекательность. Речь не про доминирование, а про выверенный баланс сил, которого в последние десятилетия не хватало. Что, собственно говоря, и привело к обострениям международной обстановки и росту вооруженных конфликтов, отметил он.
"В этом зона нашей ответственности как средней державы – мы способны быть качественным, независимым и бескорыстным участником международных процессов, который заинтересован в стабильном мировом порядке. Отсюда и возникающие слухи о том, что Астана в силу ряда причин может быть площадкой для переговоров по российско-украинскому конфликту. Мы в этой ситуации удобны всем сторонам противостояния, так как продолжаем развивать отношения, несмотря на регулярно возникающие вопросы и противоречия. Тем более что мировые лидеры регулярно интересуются мнением президента о способах разрешения этого конфликта, а это значит, что ведется активный поиск формата и площадки", - заметил эксперт.
Как подчеркнул Глава государства, мы действуем на международной арене сообразно своему потенциалу. На протяжении всей истории казахстанской дипломатии мы придерживаемся прагматичного подхода и всегда точно рассчитываем силы. В этом ключе Шаталов добавил, что будучи средней державой, Казахстан не может кардинально повлиять на вопросы войны и мира, но в наших силах создавать пространство для диалога, налаживать доверие и участвовать в переговорных процессах, заручившись поддержкой крупных игроков.
"Наша роль может быть незаметной широкой публике, но главная цель – это создание условий, в которых Казахстан мог бы процветать, и для этого нужен мир и стабильность", - заключил он.
Нажмите сюда, чтобы получать самые важные новости в вашем WhatsApp