Не исключено, что судебные исполнители вступают в сговор с должниками. Об этом заявил заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Не исключено, что судебные исполнители вступают в сговор с должниками. Об этом заявил заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Шпекбаев заметил, что с введением института частных судебных исполнителей значительно улучшилась ситуация с коррупцией в данной сфере. Однако две трети из всех судебных исполнителей - частные, на которых закон о противодействии коррупции не распространяется.
"Возвращено 34 исполнительных листа на сумму 122 миллиона тенге – это в первую очередь связано с тем, что у должника отсутствует имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание. Не исключено, что за этим может стоять сговор с должником на основе простых правил – успеть продать, передарить или переоформить. Либо самое простое и часто используемое основание для возврата: "Меры оказались безрезультатными", - сказал Алик Шпекбаев.
Он отметил, что в отдельных случаях искусственно создаются условия для коррупции.
"Только в 2016 году на исполнение судебным исполнителям поступило свыше 60 тысяч постановлений о взыскании штрафов. Однако установлено, что большая часть штрафов уже была уплачена – это говорит об отсутствии должного контроля. Наиболее ярким способом незаконных действий судебного исполнителя является инструмент ареста имущества. При этом размеры арестованного имущества может в разы превышать сумму самого взыскания", - сообщил он.
Шпекбаев рассказал, что аналогичный случай произошел в Актюбинской области, когда судебный исполнитель наложил арест на все имущество предпринимателя на общую сумму свыше 28 миллионов тенге, несмотря на то, что размер взыскания составлял 250 тысяч тенге.
О возможной коррупционной схеме между госорганами и частными судебными исполнителями заявил и заместитель председателя НПП "Атамекен" Рустам Журсунов.
"Госорган выписывает адмштраф, месяц бездействует, передает дела частным судебным исполнителям, они накручивают до 25 процентов исполнительных санкций, перекрывают счета и применяют иные меры воздействия. Возникает вопрос: получается, это какая-то схема?" - сказал Журсунов.
Он заявил о необходимости усилить работу самим госорганам по выявлению и реализации в уплате данных штрафов, с одной стороны, и в целом рассматривать целесообразность передачи взыскания адмштрафов частным судебным исполнителям, с другой.
"По-моему, госаппарат имеет все возможности для взыскания адмштрафов", - отметил Журсунов.