В 2016 году в Казахстане начинает действовать принцип "Расширенных обязательств производителей или импортеров", в рамках которого вводится утилизационный сбор. В интервью корреспонденту Tengrinews.kz глава Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев сообщил, что нововведение не отразится на стоимости транспортных средств в стране и, более того, упростит систему покупки нового авто.
Собеседник пояснил, что норма расширенной ответственности производителей (РОП) не связана с введением утилизационного сбора в РК, который обсуждался и был отклонен еще в 2012 году. Новый принцип - направлен на все группы товаров ввозимых и производимых в РК - не только на авто. "Принятие принципа РОП не приведет к удорожанию ТС, так как не имеет для этого основания. Норма была внедрена после снижения таможенной нагрузки в рамках ВТО. То есть, по сути, она просто заменила одну норму на другую. Поэтому цены на авто останутся на уровне 2015 года, любые изменения в стоимости являются результатом колебания валютного курса, в меньшей степени на товары произведенные в РК, в большей на импортируемые", - пояснил Лаврентьев.
По его словам, часть средств от утилизационного сбора будет направляться на создание отрасли переработки автокомпонентов и увеличение уровня локализации производства транспортных средств и их компонентов. Другая часть пойдет на пропаганду и изменение ментальности населения касательно экологии от транспортных средств внутри страны.
"В Казахстане есть около 30 предприятий, которые готовы начать принимать автомобили на первом этапе и заниматься их утилизацией - разделением транспортного средства на компоненты, с целью дальнейшей их переработки. РОП делает систему замкнутой, которая позволит внутри Казахстана производить автомобильный лист, а не завозить его из Европы. Ответственность производителя и импортера - одинакова. Никакой дискриминации нет", - пояснил собеседник.
Лаврентьев объясняет, что принцип "Расширенных обязательств производителей или импортеров", в рамках которого вводится утилизационный сбор, даст толчок для обновления автопарка в стране и упростит гражданам покупку новых авто. "Когда человек приходит сам и сдает свой старый автомобиль на переработку, он получает определенный сертификат, часть суммы которого сможет потратить на приобретение нового автомобиля или оформления его в кредит. Вот эта система сейчас разрабатывается. Эта норма, при которой, деньги находятся в круговороте и возвращаются потребителю. Мы, как автопроизводители и импортеры, настаиваем на этом. Это стимулирует реализацию новых авто в обмен на старые. Все это будет по собственному желанию, без всякого принуждения", - пояснил собеседник.
По информации аналитиков, переработка 80 процентов ТС в стране может быть налажена уже к середине 2017 года. Что касается программы стимулирования - сейчас она на стадии обсуждения и в ближайшие месяцы будут результаты.
Ранее в СМИ сообщалось, что введение в стране нового сбора за утилизацию авто приведет к резкому скачку цен на рынке. Отмечалось, что оплачивать сбор придется каждому казахстанцу, который собирается приобрести машину за границей. А вот утилизационный сбор за авто, которые собрали на территории Казахстана, будут платить производители. Однако эту сумму они включат в стоимость своей продукции.