22 января 2021 | 07:37

Уят, или Почему казахстанцы защищают насильников

Ажар Оразбай Корреспондент-редактор
Фото:elements.envato.com

С начала 2021 года стало известно о двух громких случаях рабовладения в Казахстане. Первый раскрыли в Алматинской области. Второй - в Атырауской. В обеих историях жертвами стали гражданки Узбекистана. Каждая подвергалась физическому и моральному насилию. Долгие годы они терпели прихоти "хозяев", и никто, казалось, не мог им помочь. После этих историй возникает много вопросов к каждому, кто так или иначе был свидетелем происходящего, но молчал. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с психоаналитиком Александром Скуртулом о том, почему в XXI веке в Казахстане процветает рабовладение и как феномен уята заставляет людей покрывать и тем самым защищать насильников.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

С начала 2021 года стало известно о двух громких случаях рабовладения в Казахстане. Первый раскрыли в Алматинской области. Второй - в Атырауской. В обеих историях жертвами стали гражданки Узбекистана. Каждая подвергалась физическому и моральному насилию. Долгие годы они терпели прихоти "хозяев", и никто, казалось, не мог им помочь. После этих историй возникает много вопросов к каждому, кто так или иначе был свидетелем происходящего, но молчал. Корреспондент Tengrinews.kz поговорил с психоаналитиком Александром Скуртулом о том, почему в XXI веке в Казахстане процветает рабовладение и как феномен уята заставляет людей покрывать и тем самым защищать насильников.

Уят? Почему соседи молчат о преступлениях

Реклама
Реклама

История, которую рассказали в общественном фонде "Не молчи", пугает своей циничностью. Шесть лет девочку - гражданку Узбекистана насиловали и держали в рабстве в поселке Отеген-батыр Алматинской области. В 14 лет она родила от "хозяина" дочь, а в 16 - сына, который позже умер без медицинской помощи. В этой истории должно быть много свидетелей - соседей, родных тиранов. И тем не менее ребенку никто не помог. Никто не помог сбежать, не обратился в полицию.

Подобных историй в Казахстане, возможно, десятки или сотни, а может, тысячи. Но о них в обществе узнают только после того, как произойдет что-то страшное, говорит психоаналитик Александр Скуртул. Так почему же те, кто видит происходящее, не заявляют в полицию?

Одна из причин - это синдром коллективной ответственности.

"Здесь включается препятствующий справедливости фактор: династийность и тесность связей. За члена семьи стыдно всей семье или их конгломерату. За семью стыдно всему поселку. За поселок стыдно перед начальством чиновникам и служителям закона. 

А кому хочется быть объектом жестокого нападения и обвинения во всем случившемся?" - говорит психоаналитик. 

Еще одна причина - это уят. Соседям стыдно настучать на знакомых, потому что в той же полиции может быть кто-то из знакомых. То есть здесь чувство стыда стоит выше закона.

"Где-то в процессе борьбы за нравственность и благородство люди скатываются к созданию видимости нравственности и благородства. Уят (позор и стыд), то есть осуждение со стороны общества, пугает и мешает честному и осознанному признанию собственной вины.

Тот, кто признается в содеянном, в нашем обществе не получит смягчения, снисхождения и адекватного гуманного суда. Зато будет преследоваться жестоко и бескомпромиссно.

Таким образом в обществе образуются двойные стандарты и лицемерная система этики и нравственности. Мы думаем, что незаконное действие запрещено, только если кто-то видит и знает о нем. А еще аморальный поступок допустим, пока о нем не узнали окружающие. Люди боятся не аморального поступка, а именно того, что узнают другие", - заключает психоаналитик.

Феномен рабовладения

Александр Скуртул рассказал также, почему в принципе в обществе до сих пор появляются рабовладельцы. В основе этого феномена лежит общечеловеческое и древнее стремление к доминированию и эксплуатации, говорит специалист. Психоаналитик приводит в пример знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо, проведенный в 1971 году.

"Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной поведенческой модели.

Добровольцы играли роли охранников и заключенных и жили в условной тюрьме, устроенной в подвале факультета психологии. Заключенные и охранники быстро приспособились к своим ролям, и, вопреки ожиданиям, стали возникать по-настоящему опасные ситуации. В каждом третьем охраннике обнаружились садистские наклонности, а заключенные были серьезно морально травмированы. Двое раньше времени были исключены из эксперимента. По этическим соображениям эксперимент был закончен раньше времени", - рассказывает психоаналитик.

Каждый из подобных экспериментов показывает, что если человека поместить в такие условия, в которых он чувствует безнаказанность, то он начнет пользоваться силой и властью, объясняет Александр Скуртул.

"Правоохранительная и исполнительная государственные системы не всесильны – они никогда не были способны уследить за соблюдением гуманистических ценностей в обществе. Нет, общество должно иметь в первую очередь оригинальную, аутентичную систему морально-нравственных ценностей. Чем более она развитая и адекватная, тем более сострадательное общество и тем более процветающее.

Здесь стоит отметить, что жестокое отношение всегда в первую очередь применяется к тем, кто слаб и не имеет защиты. В данных случаях не зря жертвами являлись граждане других стран, к тому же в бедственном положении. За них некому заступиться, они вынуждены были обратиться к местным жителям, их самоценность занижена. И все это местные жители чувствуют и понимают. Если воспитательная и правоохранительная системы слабы, то это пробуждает животную жестокость", - считает он.

По мнению Александра Скуртула, такое жестокое поведение возникает из-за того, что люди не боятся законов и эти истории в регионах - тому доказательство.

"Вывод: в регионах нашей страны и моральная, и правоохранительные системы находятся в упадке. Да, каждый сам должен нести ответственность за свои поступки, и в случае насилия агрессор, безусловно, виноват.

Но, с другой стороны, мы понимаем, что если бы он был уверен, что по факту незаконного и аморального поступка понесет соответствующее наказание, то вероятность его совершения была бы гораздо ниже. То есть беззаконие рождает вседозволенность. А вседозволенность провоцирует эксплуатацию", - говорит эксперт.

И речь идет о безнаказанности не только преступников, но и свидетелей, которые закрыли глаза на происходящее.

Напомним, ранее Tengrinews.kz рассказывал о женщинах, которые держали девушку-иностранку в трудовом рабстве в Атырау. По словам сотрудников фонда, гражданку Узбекистана насильно удерживали взаперти без документов и били электрошокером и палкой.

Также сообщалось о девочке - гражданке Узбекистана, которую насиловали и держали в рабстве в поселке Отеген-батыр Алматинской области. 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Tengrinews.kz также есть в Aitu! Добавляйтесь к нам!


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная