ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
17 октября 2024 | 15:03

В Казахстане назвали самую инновационную компанию

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Влад Семенов Фото: Влад Семенов

19 сентября прошел ежегодный Kazakhstan Growth Forum, на котором презентовали исследование "X20: самые инновационные компании Казахстана". Эксперты оценивали финансовые показатели, численность профильных специалистов, customer experience и продуктовые инновации. Возглавил рейтинг Beeline Казахстан – цифровой оператор с самым широким покрытием LTE, которого выбирают своим провайдером связи 11 миллионов казахстанцев. Что же вывело Beeline в лидеры инноваций?


Иконка комментария блок соц сети

19 сентября прошел ежегодный Kazakhstan Growth Forum, на котором презентовали исследование "X20: самые инновационные компании Казахстана". Эксперты оценивали финансовые показатели, численность профильных специалистов, customer experience и продуктовые инновации. Возглавил рейтинг Beeline Казахстан – цифровой оператор с самым широким покрытием LTE, которого выбирают своим провайдером связи 11 миллионов казахстанцев. Что же вывело Beeline в лидеры инноваций?

Не только оператор связи, но и IT-компания

Сегодня более 9 миллионов клиентов Beeline пользуются сервисами цифровой экосистемы Beeline: смотрят фильмы, играют в игры, слушают музыку, расплачиваются за покупки, берут кредиты, хранят свои данные на облачном сервисе.

"В 2018 году мы решили, что не хотим быть просто каналом, по которому интернет-контент поступает к абоненту. И поставили новую цель – быть рядом с пользователем и улучшать его жизнь с помощью передовых цифровых решений. Так началась наша трансформация в цифрового оператора", — рассказывает Евгений Настрадин, CEO Beeline Казахстан.

Новые технологии присутствуют в каждом продукте. Например, биометрия упрощает авторизацию и сокращает время обслуживания в офисах – больше не нужно заполнять бумажные бланки, данные подтягиваются автоматически. Приложение "Мой Beeline" анализирует интересы пользователя и персонализирует главную страницу: релевантные предложения перемещаются выше. Вы не найдете двух одинаковых страниц в "Моем Beeline".

В игры в "Моем Beeline" играет почти 1 миллион абонентов

Более 60 внутренних и внешних цифровых продуктов связны в одну большую экосистему, и команда из 750 специалистов поддерживает и улучшает ее работу. В 2023 году разработка вышла на новый уровень – появилась дочерняя компания QazCode. Теперь эксперты создают решения не только для Beeline, но и для других компаний в Казахстане и даже за рубежом.

"Без своей команды разработки сложно быть инновационной цифровой компанией. Готовые вендорские решения не адаптированы к локальным особенностям, часто нуждаются в значительной доработке. У нас получается гибче, быстрее и эффективнее создавать продукты. Например, наше решение, основанное на технологии биометрии, в международном рейтинге NIST (National Institute of Standards and Technology) занимает 60-ю позицию из 500", - отмечает Алексей Шаравар, CEO QazCode.

От чат-бота до национального искусственного интеллекта

В 2020 году у Beeline появился чат-бот Дана. Ее задача — помогать абонентам с запросами, в которых можно обойтись без участия оператора контакт-центра. Если вопрос несложный, больше не нужно ждать, когда освободится оператор – Дана ответит быстрее. Например, подскажет, что у вас закончился трафик, перезагрузит роутер или подскажет, влияет ли инцидент на качество связи. Кроме того, вы можете написать ей на сайте, в приложении "Мой Beeline", WhatsApp или Telegram. И если в первый год чат-бот обработал 188 тысяч обращений, то сегодня это более 7 миллионов. В 97 процентах случаев Дана справляется без помощи оператора контакт-центра.

C ростом популярности чат-бота команда QazCode столкнулась с новым вызовом. Обращения поступают на двух языках: русском и казахском. А еще язык может поменяться в процессе диалога – обычная история в стране с несколькими языками общения. Здесь нужно было решение, которое отследит появление казахского языка и поймет контекст разговора. Так появилась Kaz-RoBERTA – большая языковая модель на казахском языке и первый опыт Beeline в LLM.

Языковая модель KazRoBERTA способна не только распознавать язык, но и переводить, упрощать, резюмировать, понимать тональность текста. Сегодня искусственный интеллект обрабатывает больше трети всех клиентских обращений на казахском языке, а это около 55 тысяч запросов в месяц. И порядка миллиона за полтора года работы.

KazRoBERTA можно найти в открытом доступе на Hugging Face. Пользователи ресурса скачали ее более 3 000 раз.

"Опыт с KazRoBERTA вдохновил нас на следующий шаг – полноценный KAZ-LLM. Большинство ИИ-систем разработаны для международных языков: английский, испанский, китайский. Это создает цифровой разрыв для языковых групп, которые не так сильно распространены. Мы хотим, чтобы у казахстанцев был свой GPT, который поймет культурные особенности. Для которого не будет языкового барьера", - делится Алексей Шаравар.

Однако проект подобного масштаба сложно реализовать в рамках одной компании, поэтому Beeline нашел единомышленников. Сейчас специалисты из QazCode вместе с рабочей группой из Института умных систем и искусственного интеллекта при Назарбаев Университете (ISSAI NU) работают над созданием KAZ-LLM.

Как тренируют казахский GPT

По словам Алексея, для успешного выполнения задачи команде предстоит справиться с несколькими вызовами. Первый – база данных для обучения модели. Она представляет собой тексты, разные по назначению, сложности и стилистике. Они переводятся в понятную для искусственного интеллекта систему токенов. 1 токен может содержать 2, 4 и более символов обычного текста. Чем больше токенов, тем больше у ИИ понимания контекста и владения языком. Это одна из причин цифрового разрыва – в мире гораздо больше текстов на английском языке, чем на казахском. Поэтому последние нужно тщательно собирать и отбирать. Для KAZ-LLM было собрано 20 миллиардов токенов, это сравнимо с содержанием примерно 200 000 средних книг.

Следующий вызов – это тренинг модели, во время которого искусственный интеллект анализирует все собранные данные, ищет закономерности и причинно-следственные связи. Именно этот этап дает понимание контекста: увидев слово Beeline, ИИ понимает, что это оператор связи. Этот процесс займет около 50 дней непрерывных вычислений и требует больших технических мощностей. Поэтому Beeline предоставил рабочей группе серверы, предназначенные для работы с большими объемами данных, в том числе для машинного обучения и искусственного интеллекта.

Для сравнения: обычному компьютеру потребуется несколько дней, чтобы проанализировать архив из 1 миллиона фотографий. А 8 DGX H100, на котором происходит тренинг KAZ-LLM, сделает это за несколько секунд.

После тренинга языковой модели нужно пройти evaluation-тест, который проверит правильность рассуждений и понимания контекста. И в нем заключается третий вызов: он должен быть на казахском и учитывать языковые и культурные особенности. А поскольку создатели казахского GPT – первопроходцы, им предстоит создать тест с нуля. После успешного теста ИИ готов к работе с пользователем.

QazCode презентует свои решения на крупнейшей выставке стартапов GITEX

Несмотря на вызовы, разработчики настроены оптимистично и планируют презентовать языковую модель до конца года.

"KAZ-LLM — не обычное следование тренду. Это шаг на пути к новым возможностям с помощью цифровых ассистентов. Когда появляется доступ к передовым практикам по всему миру на родном языке, когда искусственный интеллект забирает на себя рутинные процессы, у врачей или учителей из отдаленных аулов появляются все шансы достичь мирового уровня профессионализма", — резюмирует Алексей Шаравар.

Фото: Влад Семенов

Материал предоставлен Beeline Казахстан
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 496.01   523.53   4.96 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети