КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
21 ноября 2011 | 15:07

В Казахстане появился феномен "новых мусульман"

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

В странах Центральной Азии развивается более традиционная, так называемая внутренняя религиозность и отмечается появление феномена "новых мусульман". Об этом эксперт фонда "Алтынбек Сарсенбайулы" Алма Султангалиева рассказала на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz. "Все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост разнообразия внутри ислама. <...> Появляется феномен "новых мусульман", для которых исламская вера не связана с национальной культурой. Называя себя последователями "чистого" ислама, или салафитами, они изолируют себя от большинства "традиционных" мусульман, демонстрируя свою "исламскость" в поведении и одежде", - заявляет эксперт. Общим для всех стран Центральноазиатского региона стало стремление правительств контролировать религиозную жизнь через законодательные акты, например, принятие законов о деятельности религиозных объединений, отмечает спикер. Однако закрепленный в них принцип разделения государства и религии не соблюдается, прежде всего, самим государством, продолжает Султангалиева, отмечая, что "рекрутирование исламского духовенства, деление ислама на "хороший" традиционный и "плохой" нетрадиционный, в том числе через официальное или полуофициальное назначение "умеренного" ислама, например, ханафизма (Таджикистан, Казахстан) приводят к обратному результату - политизации ислама". По словам Султангалиевой, сегодня больше внимания уделяется ритуалам, внешней стороне религии: как правильно молиться, какую одежду носить и прочее. Большинство исламской литературы, продаваемой в стране, посвящено именно этому, утверждает она. Кроме того, у всех неофитов, или "новых мусульман", актуальны темы чистоты религиозного образа жизни: что считается недопустимым, а что - дозволенным. В то же время, назревшие вопросы о необходимости соотношения норм ислама и современности игнорируются. Появляются новые для Центральной Азии транснациональные движения - община Ахмадийя, "Таблиги Джамаат". Одновременно начинается поиск локальных исламских корней, например, суфизма. Как отмечает эксперт, преувеличивается значение религиозности и ее ассоциации с экстремизмом. Например, соблюдение исламского "дресс-кода" (хиджабы, неподстриженные бороды, укороченные брюки) ассоциируется с экстремизмом. При этом ни в одной из стран региона нет открытого обсуждения вопроса о роли ислама в обществе, что ведет к росту взаимной подозрительности между "серьезными" верующими и большинством населения. "В условиях, когда большинство населения стран Центральной Азии не склонно поддерживать религиозный радикализм, ислам не стал политическим выбором. Но с ухудшением качества жизни и дальнейшим сужением вертикальной социальной мобильности социальный протест может получить религиозное обоснование как борьбы за справедливость. Хотя и в этом случае он будет иметь свои особенности в каждой из стран региона", - считает спикер.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
В странах Центральной Азии развивается более традиционная, так называемая внутренняя религиозность и отмечается появление феномена "новых мусульман". Об этом эксперт фонда "Алтынбек Сарсенбайулы" Алма Султангалиева рассказала на организованной деловым журналом Exclusive и Фондом Фридриха Эберта международной пресс-конференции в Алматы "Новые тенденции в развитии ислама и их воздействие на стабильность в Центральной Азии", передает корреспондент Tengrinews.kz. "Все государства региона объединяет один тренд - постепенный рост разнообразия внутри ислама. <...> Появляется феномен "новых мусульман", для которых исламская вера не связана с национальной культурой. Называя себя последователями "чистого" ислама, или салафитами, они изолируют себя от большинства "традиционных" мусульман, демонстрируя свою "исламскость" в поведении и одежде", - заявляет эксперт. Общим для всех стран Центральноазиатского региона стало стремление правительств контролировать религиозную жизнь через законодательные акты, например, принятие законов о деятельности религиозных объединений, отмечает спикер. Однако закрепленный в них принцип разделения государства и религии не соблюдается, прежде всего, самим государством, продолжает Султангалиева, отмечая, что "рекрутирование исламского духовенства, деление ислама на "хороший" традиционный и "плохой" нетрадиционный, в том числе через официальное или полуофициальное назначение "умеренного" ислама, например, ханафизма (Таджикистан, Казахстан) приводят к обратному результату - политизации ислама". По словам Султангалиевой, сегодня больше внимания уделяется ритуалам, внешней стороне религии: как правильно молиться, какую одежду носить и прочее. Большинство исламской литературы, продаваемой в стране, посвящено именно этому, утверждает она. Кроме того, у всех неофитов, или "новых мусульман", актуальны темы чистоты религиозного образа жизни: что считается недопустимым, а что - дозволенным. В то же время, назревшие вопросы о необходимости соотношения норм ислама и современности игнорируются. Появляются новые для Центральной Азии транснациональные движения - община Ахмадийя, "Таблиги Джамаат". Одновременно начинается поиск локальных исламских корней, например, суфизма. Как отмечает эксперт, преувеличивается значение религиозности и ее ассоциации с экстремизмом. Например, соблюдение исламского "дресс-кода" (хиджабы, неподстриженные бороды, укороченные брюки) ассоциируется с экстремизмом. При этом ни в одной из стран региона нет открытого обсуждения вопроса о роли ислама в обществе, что ведет к росту взаимной подозрительности между "серьезными" верующими и большинством населения. "В условиях, когда большинство населения стран Центральной Азии не склонно поддерживать религиозный радикализм, ислам не стал политическим выбором. Но с ухудшением качества жизни и дальнейшим сужением вертикальной социальной мобильности социальный протест может получить религиозное обоснование как борьбы за справедливость. Хотя и в этом случае он будет иметь свои особенности в каждой из стран региона", - считает спикер.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 521.98  course up  542.28  course up  5.16  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer