Возраст ухода в почетную отставку судей вызвал споры у сенаторов, передает корреспондент Tengrinews.kz с пленарного заседания верхней палаты Парламента. Сенаторы одобрили в первом чтении законопроект РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур".
Возраст ухода в почетную отставку судей вызвал споры у сенаторов, передает корреспондент Tengrinews.kz с пленарного заседания верхней палаты Парламента. Сенаторы одобрили в первом чтении законопроект РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур".
"Предлагаете поправку, если у него (у судьи - Прим.автора) стаж безупречной работы 15 лет, он может уйти в почетную отставку. Например, в 25 лет он становится судьей, через 15 лет ему исполняется 40 лет. Это такой возраст, когда наоборот он работает честно. Почему разрешаем ему уходить в отставку в 40 лет? Почему не в 50, почему не через 25 лет? Если он безупречно будет работать 25 лет судьей, его можно будет отправить в заслуженную отставку. А в 40 лет для государства получается большая издержка. Когда мы найдем опытных судей? Как минимум 20 лет они еще могут работать судьями. Это молодые, опытные судьи в 40 лет", - заявил сенатор Куаныш Айтаханов.
"То, что касается почетной отставки и возраста. Данная норма является действующей - срок 15 лет. Просто в законе вносятся изменения, уточняющие и поднимающие статус почетной отставки. В основном, это право судьи выйти в почетную отставку при достижении 15-летнего стажа судебной работы, которая дает определенные права, выплаты в соответствии с данным законом. Как показывается практика, судьи выходят в почетную отставку по достижении пенсионного возраста, редко кто уходит по истечении 15 лет работы", - ответила депутату его коллега Людмила Полторабатько, которая вместе с председателем надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда РК Елисом Абдыкадыровым выступила с докладом по законопроекту.
Также она подчеркнула, что почетная отставка налагает определенные обязанности на судью. "Он не имеет права больше работать в других каких-то коммерческих структурах, на госслужбе находиться, он может заниматься только преподавательской деятельностью", - сказала депутат.
"Сама отставка предоставляет правовые и материальные гарантии предусмотренные законом. Это право на жилье, медобслуживание. И причастность к судейскому сообществу - на него распространяются такие же гарантии неприкосновенности как на судью. Но в то же время налагаются обязанности по поведению и содержанию морального облика, как и на действующего судью", - добавила Полторабатько.
Поддержал вызвавшую споры поправку о почетной отставке судей и сенатор Серик Акылбай. "Никто не уходит в отставку после 15 лет работы. Человек имеет право быть судьей с 25 лет, но он и в 50 лет может стать судьей. Тогда через 15 лет ему будет уже 65 лет, неужели он не имеет права выйти на пенсию в 65 лет? Во-вторых, судья каждое дело пропускает через свое сердце, я сам работал в суде. Это очень большая нагрузка. Я когда работал судьей в Верховном суде, три судьи умерли от инфаркта сердца", - сказал он.
По словам Елиса Абдыкадырова, законопроектом изменяется понятие отставки судьи. Вносится поправка, в соответствии с которой приостанавливаются полномочия судей по истечении одного месяца со дня подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию.
"Инициированы изменения, направленные на повышение социального и материального обеспечения судей, в частности выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат с предоставлением права приватизации служебного жилья в случае реорганизации или упразднения суда, уменьшения числа судей суда", - отметил докладчик.
Кроме того, согласно законопроекту, на вакантные должности председателя районного суда стаж работы в должности судьи должен быть не менее 5 лет, председателя судебных коллегий областных судов - не менее 10 лет. Предусматривается приоритет лицам, находящимся в кадровом резерве при отборе претендентов на руководящие судебные должности.