ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
30 января 2023 | 19:04

Впервые за последние 5 лет аэропорт Астаны получил чистую прибыль

ПОДЕЛИТЬСЯ

В ближайшие два-три года в столичной воздушной гавани должны произойти очень большие изменения. Об этом в интервью об итогах года и планах на перспективу рассказал председатель правления АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" Даулет Хамзин.


Иконка комментария блок соц сети

В ближайшие два-три года в столичной воздушной гавани должны произойти очень большие изменения. Об этом в интервью об итогах года и планах на перспективу рассказал председатель правления АО "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" Даулет Хамзин.

- Даулет Газизович, в январе принято подводить итоги прошедшего года. Аэропорт столицы еще не озвучивал свои показатели. Поделитесь оценкой?

- Итоги года очень позитивные. Впервые за последние 5 лет мы вышли на операционную и чистую прибыль. Общий доход вырос на 57 процентов и превысил 100 миллиардов тенге. Чистая прибыль составила 5,3 миллиарда. Валовая операционная прибыль – почти 25 миллиардов тенге. Из них 8,3 миллиарда перечислено в бюджет в виде налогов и социальных обязательств, еще 3 миллиарда – выплата по займам.

Еще одна хорошая новость в том, что мы достигли показателя в 6 миллионов пассажиров и вдвое – до 1 миллиона – сократили разрыв по пассажиропотоку между нами и аэропортом Алматы. Этому поспособствовало бурное оживление внутренних перевозок. По итогам года мы наблюдаем 24-процентный рост по отношению к 2021 году и 30-процентный – к 2019-му.

Международные перелеты тоже восстановились до уровня допандемийного периода. За 2022 год мы привлекли 5 новых авиакомпаний, открыли 6 новых авиамаршрутов. Кроме этого, компания Turkish Airlines в 3 раза увеличила количество рейсов в Стамбул, а ее дочернее предприятие – AnadoluJet – открыло полеты в Анкару.

Достигнутые успехи укрепляют нашу уверенность в том, что столичный аэропорт вскоре сможет стать лидером отрасли. В ближайшее время мы увидим новые рейсы. Ожидаем, что в 2023 году к нам придут такие крупные компании, как Neos и Air Asia. Большой интерес проявляют индийские авиакомпании. Также при поддержке нашего отраслевого министерства были проведены переговоры с Qatar Airways. Рассчитываем, что решение о базировании в Астане скоро примут Air Asia и WizzAir.

- Удалось ли решить какие-то системные вопросы благодаря улучшению финансовой ситуации?

- Впервые за долгое время мы подняли зарплату работникам. Причем мы старались сократить разрыв между самой низкой и самой высокой оплатой труда. Поэтому повышение в основном коснулось производственного персонала. В итоге минимальная зарплата выросла более чем на 90 процентов. В начале 2022 года она составляла 108 тысяч тенге, теперь – 200 тысяч.

Еще много сделали для социально уязвимых семей наших сотрудников: оказывали матпомощь, помогали подготовиться к школе. В этом году хотим перейти к более серьезным задачам. Например, кардинально решить жилищные проблемы людей. Уже на стадии заключения соглашение с "Отбасы банком", по которому предприятие будет выставлять гарантию для сотрудников, чтобы они могли получить льготные займы на улучшение жилищных условий. Прежде всего мы хотим помочь людям, воспитывающим детей с инвалидностью, многодетным семьям, родителям-одиночкам. На текущем этапе планируем охватить от 50 до 100 семей.

Также мы увеличили инвестиции в инфраструктуру, отремонтировали взлетно-посадочную полосу, провели закуп около 460 единиц оборудования и 44 единиц техники – новых деайсеров, топливозаправщиков и аэродромных уборочных машин, расширили ангары для их хранения.

Ввели новшества и в сервис для пассажиров. К примеру, обновили сервис парковки, совместно с Fly Arystan внедрили новую систему обслуживания, с помощью которой пассажиры могут оформлять багаж самостоятельно. В 2023 году планируем расширить сервис для всех остальных авиакомпаний.

Новые сервисы и автоматизация позволяют обслуживать растущий пассажиропоток без перегрузок.

- Какие изменения произошли на парковке аэропорта?

- Мы сменили провайдера, который использовал устаревшие технологии, и внедрили систему с автоматическим считыванием номеров автомобилей. Прежний комплекс доставлял много неудобств, особенно когда клиенты теряли билеты. Новая система отличается гибкостью и множеством вариантов оплаты: по QR-коду, картой, наличными, через банковские приложения и при помощи автоматов.

Еще она исключила расходы на закуп дорогостоящих RFID-билетов и безошибочно ведет учет транспорта. Поэтому доходы парковки после выведения на аутсорсинг увеличились в 2 раза, хотя тарифы остались на прежнем уровне.

Внедрение новой системы позволило рациональнее использовать пространство парковки. Если помните, раньше все стремились припарковать автомобиль как можно ближе к терминалам. Из-за этого были заторы. Поэтому мы решили перенаправить часть транспорта на удаленные пустующие стоянки. Для стимулирования клиентов, приезжающих на долгий срок, мы снизили тариф на стоянку в зонах P4-P6 до 50 тенге/час. Идея сработала, и ближние парковки освободились для людей, которые проводят в аэропорту меньше часа.

Отдельно хотел бы прокомментировать штраф за длительную стоянку на линии высадки и посадки пассажиров. Она по-прежнему бесплатная, но нахождение на ней лимитировано 15 минутами. Этого достаточно, чтобы проводить или встретить человека и выехать за пределы парковки.

Тем не менее многие злоупотребляли разрешением и оставляли машины на проезжей части. В результате создавались неудобства для всех остальных.

Чтобы высвободить линию, мы ввели штраф в размере 5000 тенге за стоянку сверх положенного времени. Решение было согласовано с полицией и антимонопольным ведомством и показало себя положительно. Теперь специальная зона практически всегда свободна.

- Как аэропорт распорядится полученной прибылью?

- Мы работаем как коммерческое предприятие, не получаем никаких дотаций от государства и полностью функционируем за счет собственных доходов. Однако 100 процентов акций общества принадлежат государству, поэтому 70 процентов прибыли мы обязаны направлять в бюджет страны, а 30 процентов можем реинвестировать в собственное развитие.

Но в связи с тем, что мы получили свою первую за долгое время прибыль, хотим обратиться к правительству, чтобы нам дали разрешение перенаправить большую часть чистого дохода на погашение займов, которые были связаны с предыдущими инвестиционными проектами, в частности, со строительством нового международного терминала. Только в 2023 году выплаты по займам превышают 6 миллиардов тенге.

Помимо этого, необходимо увеличить текущие инвестиционные программы, в рамках которых планируется модернизация парковочных зон и крытого паркинга, а также расширение карго-терминала и базы хранения ГСМ.

В прошлом году мы закончили разработку мастер-плана развития аэропорта до 2052 года. В первом квартале текущего года он должен быть согласован и утвержден в правительстве. По нему мы должны до 2026 года подготовить инфраструктуру аэропорта, способного принимать свыше 9 миллионов пассажиров в год. Это большой объем инвестиций в капремонт взлетно-посадочной полосы, изменение конфигурации перрона, строительство дополнительных мест стоянок воздушных судов и рулежных дорожек. Еще предполагается масштабная реконструкция терминала внутренних линий, который уже работает на пике своей пропускной способности, расширение зон регистрации, ожидания и досмотра, создание пункта международного обмена почтами.

Кстати, в этом году совместно с Fly Arystan надеемся открыть лоукост-терминал и тем самым разгрузить существующий терминал внутренних линий. По проекту он расположится в здании зала официальных делегаций, который сейчас практически не используется.

- Даулет Газизович, бытует мнение, что аэропорт теряет деньги, передавая часть услуг на аутсорсинг. Прокомментируете?

- Мы вывели на аутсорсинг парковку и в 2 раза увеличили доходную часть аэропорта. То же самое сейчас по рынку поставок ГСМ. Мы не планируем монополизировать его, поэтому открыты для партнеров. И то, что у нас работает несколько поставщиков топлива, мы считаем, наоборот, увеличивает конкурентное преимущество аэропорта.

В части наземного обслуживания ситуация аналогичная. В прошлом году приказом министра индустрии и инфраструктурного развития РК введены новые правила, по которым мы, как крупный аэропорт с пассажиропотоком более 2 миллионов пассажиров в год, обязаны на конкурсной основе привлекать поставщиков наземного обслуживания. Поэтому перевод на аутсорсинг будет продолжен. В качестве пилотного проекта мы хотим вывести в конкурентную среду уборку воздушных судов.

Карго-терминал, терминал бизнес-авиации, цех бортового питания, а также реклама – все эти виды деятельности у нас еще до новых правил были на аутсорсинге. И этот стратегический шаг был верным: затраты аэропорта существенно сократились, и в то же время прибыль не только не снизилась, но и выросла.

- Поясните: деньги ведь не могут появляться из ниоткуда?

- Это обычный бизнес-процесс. Когда аэропорт сам занимался, к примеру, производством бортового питания, у нас были хорошие доходы, но и расходов было немало. А иногда были только убытки.
Сейчас мы этого не видим, ведь после перевода трудоемких и затратных услуг на аутсорсинг все риски и расходы перешли к поставщикам услуг. Зато аэропорт стал получать чистую прибыль регулярно - за счет оплаты арендатором сборов за право ведения деятельности, инфраструктурных сборов и сборов за услуги, которые ему оказывает сам аэропорт.

При этом частник не ограничен законодательством о закупках, поэтому он более гибок и эффективен в своих решениях и действиях. Это позволяет ему не только держать качество и уровень сервиса, но и увеличивать обороты и прибыль.

Мы же сосредоточились на прямых продажах там, где эффективность работы выше. Это подтверждается реальными цифрами: если в 2019 году мы продавали не более 15-20 тысяч тонн топлива в год, то сейчас уже порядка 130-140 тысяч.

Мнения, о которых вы говорите, являются просто домыслами отдельных личностей. Мы слышим много подобных высказываний. Некоторые нас постоянно хоронят, утверждая, что мы на грани банкротства и вот-вот объявим о дефолте. Да, у нас была сложная ситуация в начале пандемии, однако мы смогли переломить ситуацию, диверсифицировать деятельность, сократить затраты, вывести предприятие на прибыльность, сохранить персонал, увеличить зарплаты и в целом выйти из положения победителем.

Материал предоставлен ТОО "РЦАПС"
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети