Бизнесмен Айдын Рахимбаев, спонсирующий общественный фонд "Дом мамы", заявил, что госструктуры заинтересованы в том, чтобы дети-сироты оставались в детских домах и не были усыновлены, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Бизнесмен Айдын Рахимбаев, спонсирующий общественный фонд "Дом мамы", заявил, что госструктуры заинтересованы в том, чтобы дети-сироты оставались в детских домах и не были усыновлены, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"Немногие знают, что на каждого ребенка в детском доме ежегодно выделяется квота из госбюджета в размере 1,9 миллиона тенге. А благодаря нашему проекту "Дом мамы" за пять лет более 3 200 детей не попали в эти учреждения, не остались сиротами, а детдома недополучили финансирование на них. Например, на содержание даже половины спасенных нашим фондом детей потребовалось бы 51,3 миллиарда тенге за 18 лет до их совершеннолетия. И эти средства были заложены в их бюджетах, а теперь их значительно урезали", - написал Рахимбаев на своей странице в Facebook.
Также бизнесмен рассказал о своем проекте "Центр поддержки усыновления", который, по его словам, за 1,5 года помог усыновить 582 сирот. Он отметил, что в базе центра еще более 750 родителей - будущих усыновителей, и поток желающих увеличивается.
"Так вот, если посчитать финансирование из госбюджета, то 582 ребенка в детском доме - это еще около 15 миллиардов тенге в зависимости от возраста, которые не дополучат государственные учреждения. Почему такие большие затраты? Да потому, что в детских домах предусмотрено на каждого ребенка два-три взрослых сотрудника: няни, воспитатели, повара, охранники, дворники и различные специалисты и даже операторы стиральных машин, оказывается, есть. Например, в доме ребенка в Астане на 49 детей приходится 150 сотрудников! А в детском доме Астаны на 90 детей - 127 сотрудников (по штату предусмотрено 148 человек)! И это без учета отделов и управлений в различных госструктурах для контроля за этими детскими домами. И таких учреждений более 100 по всему Казахстану! Огромный штат, все при делах. Но все они заинтересованы в том, чтобы дети оставались там, продолжали работать, а не были усыновленными", - заявил Рахимбаев.
Комментируя пост бизнесмена, депутат, уполномоченный по правам детей Загипа Балиева отметила, что 80 процентов детей в детских домах являются социальными сиротами, то есть имеют своих живых родителей. И главное - не усыновить их, а вернуть в родные семьи.
"Надо посмотреть, насколько это (работа центра поддержки усыновления - прим. автора) в целом законно, потому что функции усыновления принадлежат только государству. На совещании, где мы общались с представителями ОФ "Дом мамы", речь шла не о закрытии детских домов. Я категорически против закрытия детских домов, я за трансформацию этих детдомов в центры поддержки семьи и детства. У нас есть несколько государственных программ по переобучению, трудоустройству. Этот центр должен помочь родителям вернуть ребенка в семью. А просто глупо закрывать детские дома... Детей куда? Детей, к сожалению, не перестанут бросать, к сожалению, дети не перестанут оказываться в трудных жизненных ситуациях, мы должны с вами четко понимать, что эти 80 процентов социальных сирот могут оказаться в своих родных семьях, если мы сумеем помочь семьям", - пояснила Загипа Балиева.
Депутат рассказала о требовании НПО, и в частности ОФ "Дом мамы", обеспечить им доступ во все детские дома страны.
"У нас порядка 350 НПО, которые занимаются проблемами детей. Я ответила, что на территории детских домов не должно быть никаких НПО. Они должны работать за пределами детского дома. Посещение детдома, проверку его нужно согласовывать с попечительским советом, в который входят представители госорганов, меценаты, правоохранительных органов, СМИ и других НПО, и четко по согласованию определять, когда они могут встречаться с детьми. Нужно проверять, что они едят, как занимаются, как спят, досуг - на все это они имеют право, но нужно не забывать, что на этот период жизни для ребенка это дом. Это его личная территория, личное пространство, где не должно быть чужих людей, и нельзя каждый день, кому когда вздумается, прийти и проверять, кроме экстренных случаев. Вот о чем шла речь, а не о том, что НПО не допускаем", - рассказала Балиева о причинах возникшего спора.
Депутат заявила, что государство должно разработать методики, по которым могут работать неправительственные организации в этой сфере.
"Я просила обратить внимание руководство ОФ "Дом мамы" на отсутствие пожарных лестниц в этих домах и на надлежащее санитарное состояние этих домов, потому что там собираются дети и женщины. С прокуратурой мы попросили предоставить документы, нам не предоставили, сказали, что они в офисе. От того что он (Рахимбаев - прим. автора) на свои частные деньги это делает, это очень хорошо, низкий поклон нему, но это все должно быть в правовом поле", - отметила Балиева.
Отметим, по данным Комитета по охране прав детей МОН, за последние пять лет число детей в детских домах сократилось на 57 процентов - с 11 до 6 тысяч, причем в свои кровные семьи возвращен 2 051 ребенок. Благодаря этому в стране реорганизовано и закрыто 58 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Министерство образования и науки готово сотрудничать с НПО, активно работающими в данном направлении. Каждая НПО имеет право заключить меморандум или договор с акиматами по проведению в рамках законодательства мероприятий в сфере защиты прав детей", - сообщили в комитете.
По данным ведомства, такие меморандумы заключили восемь международных и казахстанских неправительственных организаций, в том числе ОФ "Дом мамы".
"Необходимо усиливать благоприятную правовую среду для граждан, усыновляющих и воспитывающих детей-сирот. Отрадно, что с каждым годом растет число людей, которые усыновляют детей из детских домов. Надо укреплять законодательную основу для расширения практики патронатного воспитания, опеки и попечительства в семьях", - отметили в ведомстве.
Мы отправим новости на ваш телефон. Подписывайтесь в Telegram @tengrinews